Шринкфляция как мегазаговор корпораций

Шринкфляция
Шринкфляция
Шринкфляция как лотерея: угадай, где хуже и дороже

Слово шринкфляция вышло из полок супермаркетов, прошлось в народных массах и через озабоченность депутатов ГД РФ вернулось в народные массы. Оно стало хитом 2024 года, когда люди огорчались раз за разом, видя дорожающее  цене молоко по 850г вместо 1 литра и шоколадки по 70 гр. вместо привычных 100 гр.

Шринкляцией я называю не только снижение объемов упаковки товара, а более широко - необходимость потребителю покупать больше товара и тратить на него больше денег при снижении характеристик товара.

Видимо, в обозримой истории массовая шринкфляция началась век назад. Тогда компании по всему миру стали применять запланированное устаревание своих товаров. Лампочки, автомобили, электроника – сложно найти сферу, где товары долгого пользования без такого эффекта. Покупатель вынужден приобретать новые подобные товары, увеличивая спрос и делая его постоянным для компании.

Полностью зависимая от импорта технологий и товаров российская экономика путём от кризиса к кризису и через политику добралась до международных санкций. Ответом на них стала шринкфляция, постепенно ставшая всеобщей для потребителя. «Этот господин – потребитель уплатит за всё».

В чем выражается шринкфляция сейчас хотя бы в сегменте продуктов питания?

  1. Уменьшение объемов товара при сохранении прежней цены, что редко и при повышении цены, что чаще.
  2. Снижение качества товара. Вместо привычных потребителю ингредиентов он получает похожие по цвету более дешевые и даже опасные для здоровья. Примером может быть массовое добавление фермента - мясного клея в мясосодержащие (не могу назвать их мясными) и молокосодержащие продукты.
  3. Этот пункт – пока предположение, не подтверждённое судебными приговорами или административными мерами ведомств. Возможно, по договоренностями с торговые сетями производители меняют рецептуру, состав для некоторых сетей с целью снижения закупочных цен.
  4. Этот прием шринкфляции уже привычен многим потребителям. Резкое или постепенное снижение качества и вкус товара через несколько месяцев после выхода его на рынок. Когда покупатели привыкли товару, производитель снижает расходы, ухудшая продукт. Да, часть покупателей останутся, но только часть. Отличие от приема из п.1. в том, что прием из п.1. может применяться производителем в любое время и многократно.

Вот примеры применения шринкфляции. Вместо шоколадок по 100г и за 80 р. каждая покупатель платит за такие шоколадки в 65 гр по 100 р. за каждую. На следующем этапе развития самого честного бизнеса вес шоколадки 55 гр., цена 110р., площадь шоколадки та же за счет применения тонкой плитки с бортиками на каждой ее дольке. Вкус шоколадки стал хуже за счет более широкого применения более дешевых, чем какао, ингредиентов. В магазине через дорогу шоколадка такого же наименования дешевле на 5р., но имеет немного другой вкус. Совсем грустно будет, если шоколадка просрочена, но это претензии именно к магазину.

Но немало людей изменение вкуса почувствуют, только если он станет совсем непривычным. Корпорации в безопасности: 79%-93% людей настолько быстро и невдумчиво едят, что даже не распознают вкус еды. И только несколько процентов людей имеют обостренный вкус. Таких людей особенно жалко в плане снижения качества еды.

Шринкфляция – явление массовое, не ограничивается одной компанией или торговой сетью. Потребителю деваться некуда. Ведь абсолютное большинство населения РФ платит НДФЛ 13%. Теперь, приходя в магазин, потребитель не товары выбирает, а как будто играет в карты. Пытаясь угадать, кто из его партнеров-корпораций - не шулер.






На эту тему:
Сильная инфляция ломает статистику. Зачем маркетплейсы стерли статистику цен?
Иранский туман: капитуляция перед инфляцией