Заявление Mercedes-Benz о разработке «солнечной краски», способной обеспечить электромобилям пробег до 12 000 км в год без подзарядки, вызвало волну интереса и скепсиса.
Mercedes описывает инновационное покрытие толщиной всего 5 микрометров, весом 50 грамм на квадратный метр и прозрачностью 94%. Покрытие, по заявлению компании, будет наноситься на всю поверхность кузова электромобиля (около 11 м²), используя перовскитовую основу и наночастицы для защиты от ультрафиолета и влаги. Заявленный КПД солнечных модулей составляет 20%, что теоретически позволяет генерировать достаточно энергии для значительного увеличения пробега. Расчеты Mercedes, основанные на условиях Штутгарта (12 000 км в год), Пекина (14 000 км) и Лос-Анджелеса (до 20 000 км), впечатляют, но опираются на идеальные погодные условия постоянной солнечной освещенности.
Выбор перовскита в качестве основы для «солнечной краски» не случаен. Этот материал известен своей относительно низкой стоимостью и высоким потенциалом преобразования солнечной энергии. Однако, перовскиты крайне чувствительны к ультрафиолетовому излучению и влаге, что делает их использование в качестве наружного покрытия сложной задачей. Mercedes заявляет о решении этой проблемы с помощью наночастиц, обеспечивающих защиту и высокую прозрачность. Пока это лишь утверждение, требующее независимой верификации. Успех проекта напрямую зависит от эффективности защитного слоя и долговечности перовскитовой основы в реальных условиях эксплуатации.
Необходимо сравнить заявленные характеристики с существующими технологиями солнечных батарей для автомобилей. Большинство современных решений используют кремниевые элементы, которые, хотя и менее эффективны, обладают большей устойчивостью к внешним воздействиям. Преимущество перовскита в заявленной низкой стоимости и легкости переработки, однако, пока неизвестны долгосрочные показатели надежности и эффективности «солнечной краски» Mercedes, - сообщает Техкульт.
Показываем один из гаражей Асада с полусотней роскошных автомобилей и мотоциклов
Важно отметить, что объявленная технология может быть в большей степени рекламным ходом, чем готовым продуктом. Увеличение площади покрытия (в сравнении с традиционными солнечными панелями на крыше автомобиля) позволяет искусственно увеличить показатели выработки энергии. Более того, выбор городов с разным уровнем солнечной активности для демонстрации потенциала технологии может быть воспринят как избирательный подход к представлению данных.
Источник фото: Юлия Галунова