Вологодский экономист Константин Задумкин специализируется на стратегическом управлении на уровне регионов, муниципалитетов, городов, предприятий и отдельных людей
Герой проекта CorodChe и Института развития Интернета кандидат экономических наук, доцент, экономист Константин Задумкин – не только менеджер, учёный и эксперт в области стратегического управления, но и автор книг. У него более 60 научных работ, 20 лет преподавательской деятельности и 15 лет работы руководителем и разработчиком инвестиционных и социальных проектов в различных сферах.
Сейчас вологжанин работает исполнительным директором Вологодского городского отделения Союза промышленников и предпринимателей Вологодской области, но стремится поддерживать знания в любимой научной сфере. Нашему изданию Константин рассказал, чем занимается стратегическое управление, а также почему россияне и жители других стран могут мечтать жить в Вологде и Череповце, если все правильно сделать.
- Еще в детстве мне было интересно все, что касалось денег и заработка. Я и работал, можно сказать, с 6 лет. Не считая огородов, лет с 6-7 мы с бабушкой собирали лекарственные растения и сдавали в аптеку. Потом отцу помогал. Например, на стройке кирпичи складывал, - рассказывает Константин Задумкин. - В школе участвовал в разных активностях, выезжал на краеведческие конференции. У нас был неравнодушный и активный учитель географии, биологии и экономики Николай Анатольевич Тимонин, и мы активно ходили в походы, изучая родной край от растений до экономики региона.
GorodChe: У Вас были другие варианты профессий, кроме экономиста?
Константин Задумкин: Вариантов не было, кроме экономики и управления. В этом плане я счастливый человек, потому что у меня не было метаний. Был «план Б»: если не поступлю на «экономику и управление» в техническом институте, то, может, попробую свои силы на истфаке или на географическом. А через год попробую снова на экономику. На третьем курсе один из преподавателей, учитель философии Владимир Николаевич Асташов предложил поставить «автоматом» зачет тем студентам, которые выступят на научной конференции с докладом и опубликует тезисы. Это меня сильно замотивировало. После той первой научной конференции я втянулся в процесс, но до четвертого курса даже не думал об аспирантуре.
Второй определяющий момент был, когда к нам в группу пришли представители нынешнего Вологодского научного центра Российский Академии наук. Аспиранты и преподаватели рассказали о себе и позвали нас, третьекурсников, на работу, а не в аспирантуру. И мы с моей одногруппницей Эльвирой Орловой пошли туда подзаработать. Она, кстати, тоже впоследствии стала кандидатом наук и отличным преподавателем. Помню, что в Центре нас встретил ученый секретарь Алексей Николаевич Зуев, который дал нам первые задания. Нужно было провести анализ одной из отраслей региональной экономики. Результатами Алексей Николаевич остался доволен. Так мы устроились в центр на работу. На старших курсах я уже работал в нынешнем Вологодском научном центре, системно занимался научной деятельностью и на 5 курсе решил поступать в аспирантуру.
Я сдал вступительные экзамены и поступил в две аспирантуры – и в Вологодский университет, и в центр РАН. Но аспирантура в университете была платной, и я выбрал бесплатную аспирантуру в центре РАН, где мне еще и предложили работу.
В итоге я проработал в РАН более десяти лет. Пришел туда студентом, а закончил начальником отдела, перейдя на работу в Администрацию города Вологды. А спустя семь лет вернулся обратно на должность директора СЗНИИМЛПХ в с. Молочное, который как раз проходил процесс вхождения в состав Вологодского научного центра РАН.
GorodChe: Какие темы Вы разрабатывали, как экономист?
Константин Задумкин: Было много работ на разные темы, которые нам, как сотрудникам Вологодского научного центра РАН, заказывали предприятия и муниципалитеты. Исследования были связаны с развитием предпринимательства, оценкой кадров и рисков, развитием научно-технического потенциала, инновациями и трансфером технологий, развитием строительного комплекса.
Затем я пришел к теме стратегического управления, которой занимаюсь уже 20 лет. Моя диссертация в итоге тоже была посвящена стратегическому управлению на примере строительных компаний. При этом в основе предлагаемой стратегии было эффективное управление затратами при строительстве. Эта тема актуальна и сейчас.
Когда я защитился, то продолжил изучать научно-технический потенциал региона и условия для формирования экономики знаний в Вологодской области. Для этого была создана специальная лаборатория. А затем мы с коллегами открыли «Центр трансфера технологий», который до сих пор работает и помогает вологодским инновационным компаниям оформлять и продвигать свои разработки, привлекать для них финансирование. Сейчас грантовая работа - тема известная, а тогда это было не так, и мы были одними из передовиков по поддержке инновационного предпринимательства не только в Вологодской области, но и в России.
GorodChe: С какими проблемами Вы сталкивались, развивая инновационное предпринимательство?
Константин Задумкин: Рассказывать об инновациях несложно. Есть огромное количество публикаций на эту тему. Там все классифицировано и посчитано. А вот успешно заниматься этой деятельностью на практике получается у единиц. В основе три фактора – разработка, команда, рынок. При этом разработки делают ученые, а производство и продажи осуществляют предприниматели. И очень редко качества ученого-изобретателя, организатора и предпринимателя сочетаются в одном человеке. Иногда идея классная, но команды за ней нет. Или есть разработка, но рынок для нее очень узкий. Проект не окупится. И ты понимаешь, что ничего не получится.
Опыт мне подсказывает, что можно любую идею грамотно упаковать, если за ней есть предприниматель и команда. Любой проект со временем можно сделать инновационным, добавив, например, коллаборацию с ИТ-технологиями. Был просто дом, а стал «умный дом». А бывает, что проект звучит круто, но за этим ничего не стоит. И поэтому не получается.
Хороший пример на уровне мема – попытки создания производств на базе сапропеля, многовековых донных отложений пресноводных водоёмов, которые сформировались из отмершей водной растительности, остатков живых организмов, планктона. Во многих регионах эта тема обсуждается. Но пока с сапропелем мало что складывается.
Если говорить об успешных инновационных проектах, то они тоже есть. В Вологде, например, работают такие успешные инновационные компании как «Александра Плюс» и «БакорМаш». Это классические пример, когда от идей и маленьких лабораторных уставок компании вырастают до крупных производств, меняющих и создающих рынки. Одна такая компания может изменить всю территорию, весь рынок, всю страну, если ей вовремя дать необходимые ресурсы.
Есть инновации технологические, а есть социальные, которые тоже могут менять города. И которые прямо сейчас развиваются на наших глазах. Это сервисы такси, доставки, сайт госуслуг, интернет-торговля, социальные сети и мессенджеры, меняющие нашу жизнь. Вспомним, сколько времени мы стояли в очередях и как заполняли квитанции, чтобы оплатить коммуналку. Еще в 2009 году с этим были огромные проблемы.
Интересные события тоже могут менять среду. Например, в Вологде был придуман и организован новый международный кинофестиваль «Войсис», который является огромной социальной инновацией для региона. Если его поддерживать и развивать, то можно получить очень интересные результаты. Другой пример – проект «Дед Мороз», который изменил и Великий Устюг, и туристическую сферу, и страну. Есть люди, которые придумывают такие проекты, вкладывают свой профессионализм, знания, силы, креатив и энергию в них. Их нужно обязательно поддерживать на всех уровнях.
GorodChe: Кто из компаний сегодня, на Ваш взгляд, успешно внедряет инновации?
Константин Задумкин: Я работаю в Российском союзе промышленников и предпринимателей Вологодской области, который объединяет более 250 компаний. Мы очень плотно сотрудничаем с Департаментом экономического развития Вологодской области и Региональным фондом развития промышленности. И я уверенно могу назвать несколько десятков предприятий, которые растут и делают очень интересные вещи в инновационном плане.
Например, компания «ИММИД», которая производила пластиковые трубы, в 2023 году запустила собственное производство фитингов. Раньше их поставляли из-за рубежа, а теперь выпускают в Вологде. И наши фитинги не просто копируют импортные, а по ряду параметров превосходят их. Еще одно подразделение «ИММИД-Аквакультура» делает из пластика садки для рыбы. Еще одна их разработка – трехслойные трубы. Это трубы с дополнительными слоями защитного покрытия, когда изделия становятся нечувствительными к ультрафиолету снаружи и агрессивным средам внутри.
Подобные инновационные процессы идут на многих предприятиях. Интересных проектов много. В компании «КИПМЕТСЕРВИС» в Череповце занимаются разработкой газоанализаторов. Работники должны брать с собой такие приборы, когда идут в цех, где возможен выброс вредных веществ в атмосферу. Газоанализатор должен сигнализировать, что находиться в таком месте опасно. Компания «Норд» в Череповце стала делать мощные котлы для котельных, а предприятие «Промробот» в Вологде осваивает настройку и установку промышленных роботов. Один такой робот, например, упаковщик, может заменить 10 человек, и это может быть ответом на вызовы в сфере подготовки кадров.
GorodChe: Как развивать Вологду с точки зрения стратегического управления, чтобы удержать в городе молодежь?
Константин Задумкин: Этим трудным вопросом мы с коллегами занимались семь лет, когда я работал в Администрации города на разных позициях – от начальника департамента стратегического развития и инвестиционной политики до заместителя мэра. Разработанная в тот период Стратегия развития Вологды до 2025 года «Вологда - комфортный город» была нацелена на создание в городе комфортных условий для жизни, работы, отдыха и творчества. Стратегия была принята в 2010 году. В следующем году можно подводить итоги.
На старте рассматривалось много сценариев, например, «Вологда – туристический центр» или «Вологда – город новаторов». Разные были варианты. И важно было не ошибиться при выборе. Можно было бы заявить, например, что «Вологда – центр космических исследований», но это бы выглядело глупо, потому что для таких заявлений у нас нет ни потенциала, ни кадров. И Стратегия была бы обречена на провал.
Основываясь на архетипах вологжан и имеющемся потенциале, мы остановились именно на комфорте. И прошедшие 15 лет показали, что расчет был верен. Запрос на комфорт, удобство и разнообразие городской среды течением времени только увеличивается. А что создает комфорт? Прежде всего, инфраструктура. Упор был сделан на развитие городской инфраструктуры, системный диалог «власть – бизнес – жители – гости» и поддержку перспективных проектов.
Главный принцип стратегического управления – поливай то, что растет и приносит пользу. Нужно давать ресурсы тем командам и проектам, кто двигается в правильном направлении. У предпринимателей – задача предпринимать, придумывать и апробировать схемы трансформации ресурсов, выбирать из них наиболее эффективные в финансовом плане. А вот задача руководителей муниципалитетов наблюдать и поддерживать тех, кто сам вкладывается и делает что-то полезное, чтобы они росли и развивались быстрее. А если вместо того, чтобы давать, ты все отбираешь, то понятно, что у тебя ничего не растет. И со временем люди понимают, что на этой территории перспектив нет и нужно пробовать в других местах.
Конечно, вырасти может что угодно. И чиновники – это по сути дела садовники и даже, скорее, огородники, которым нужно убирать сорняки и ухаживать за полезными растениями. Как, например, могли бы власти придумать построить в Вологде Ботанический сад? У нас и климат не тот, и пальм с кактусами нет, и на первый взгляд специалистов таких нет. Но в Вологде «Ботанический сад» успешно работает. И он один из самых больших и крутых на Северо-Западе. Как можно было поддержать данный проект? Построить к нему дорогу и запустить автобусный маршрут. То есть опять мы возвращаемся к инфраструктуре.
Пусть придумывают бизнес и люди. Задача власти – увидеть здоровые ростки и дать им все, что нужно. И у тебя будет классное предприятие и проекты. А свои внутренние вопросы они сами решат. Например, вологодские компании по производству пиццы, по организации детских центров, теплиц и вездеходов уже вышли на федеральный уровень. Или кто мог предположить, что в Вологодской области может появиться горнолыжный курорт, а он есть и планирует развиваться дальше.
Это общая идея, она о том, что нужно развивать те направления, которые растут. Когда-то и вологодское масло, и вологодское кружево тоже были инновациями. А сегодня это наша традиция и культура. Представьте, вам бы поставили задачу привезти масло в Париж на лошадях, без асфальтовых дорог, холодильников и телефонов? Трудная задача. Но люди ее решали. И сегодня компания «Вологодское мороженое», экспортирующая свою продукцию во многие страны мира, решает не менее трудную задачу доставки стаканчика вологодского мороженого в Африку.
Но это с позиции экономических инноваций. А если говорить о развитии Вологды в целом, то городу нужен современный университет международного уровня со своим кампусом. Главная наша проблема – то, что город вымирает. Можно ли изменить этот тренд? Если посмотреть на динамику с 2010 по 2016 гг., то можно предположить, что это возможно. Именно в этот период стратегия развития «Вологда – комфортный города» реализовывалась наиболее активно. Она включала в себя более 170 проектов, увязанных общей идеей. Среди них был, например, проект «Вологда – цветущий город». Как ни странно, он тоже влиял на демографию, потому что людям нравится, когда красиво, когда цветы и ухоженные клумбы. В таком месте нравится находиться, гулять, настроение улучшается. С точки зрения городского бюджета, это недорого, но, когда ты запускаешь инновации в виде конкурсов на лучшее обустройство двора, люди включаются, высаживают цветы перед подъездом, их жизнь становится интереснее. И люди из других мест начинают активнее приезжать к тебе в гости. Они приехали в красивый город, познакомились, кофе попили, отношения завязались, нашли работу, переехали, поженились и детей родили.
Поэтому так важен университет для Вологды. Это якорь для местной молодежи и магнит для людей из других городов и стран, который может вытащить город. И Череповцу тоже нужен университет.
Также для закрепления и привлечения людей можно, например, давать гранты на обучение победителям олимпиад. Условно миллион рублей или десять миллионов рублей. Или, например, студент будет учиться бесплатно, если остается и работает на наших предприятиях, и получает еще миллион рублей подъёмных на первый взнос по ипотеке. Это система закрепления, но уже на рыночных основах. Она сейчас уже работает для врачей и учителей.
Чтобы к нам ехали студенты, у нас должны быть звезды-преподаватели. Нужно привлекать таких молодых кандидатов и докторов наук, платить стипендии преподавательские, давать квартиры, создавать лаборатории и покупать современное оборудование, на котором было бы интересно заниматься исследованиями. Президентом РФ уже поставлена задача по стране построить порядка 40 кампусов. Эта работа уже идет. И когда она будут завершена, у молодежи будет большой выбор, где учиться. И, конечно, лучшие будут стремиться попасть в эти университеты, туда, где перспектива. У Вологодской области еще есть время на то, чтобы включиться в эти процессы, но его не так много.
GorodChe: Ваш прогноз, как дальше будет развиваться наука?
Константин Задумкин: Часто кажется, что наука была всегда. Но на самом деле это очень молодая сфера деятельности. Системная государственная наука появилась совсем недавно. Ей не многим больше ста лет. Конечно, всегда были отдельные гении. Но даже современные университеты были открыты не так давно.
Но именно наука двигает человечество вперед. Если мы возьмем показатель средней продолжительности жизни, то он вырос с 45 лет до 70 с лишним лет. Мы стали жить в среднем почти в два раза дольше всего за сто лет! И это именно благодаря науке. Александр Флеминг открыл пенициллин в 1928 году.
И я считаю, что сейчас мы стоим на пороге новых открытий, потому что с помощью компьютеров можно накапливать и обрабатывать все возрастающие объемы информации. Я писал диссертацию в библиотеке имени Ленина в Москве и переписывал от руки книги и другие работы. А сейчас ученым доступны любые источники, у исследователей есть доступ к самым передовым работам и возможность общаться и работать с коллегами по всему миру.
Порой кажется, что все исследовано, но это не так. В сельском хозяйстве идут невероятные изменения, связанные с роботами, энергоэффективностью, искусственным интеллектом, цифровизацией. Через десять лет беспилотные автомобили или роботы-андроиды будут такими же привычными вещами, как электроавтомобили, которые недавно были лишь героями статей в журналах.
То же самое – видеозвонки, система онлайн-оплаты или «умные» колонки, ведь их мы видели только в кино о будущем. А сейчас нам этого уже мало.
Думаю, что еще немного и появится возможность внедрить себе чип, который будет подсказывать через Алису, какие витамины нам попить и в режиме онлайн мониторить все основные показатели здоровья. В результате благодаря новым разработкам в фармацевтике и мониторинге здоровья средняя продолжительность жизни может вырасти до 90-100 лет. Поэтому для ученых и исследователей есть огромные возможности, что именно изучать.