Верьте в себя, выбирайте наставников и любите науку

Как найти свой путь в науке? Что делать, чтобы стать хорошим учёным? Сложно ли заниматься наукой в России? Что или кто мешает научному прогрессу?

На эти и другие вопросы отвечает Дарья Вилкова – PhD-инженер биологических систем, завлабораторией прикладной биотехнологии, ведущий научный сотрудник Череповецкого государственного университета.

– Дарья Дмитриевна, как вы выбрали вуз, в котором решили учиться? Как проходила учёба? Что в ней вам нравилось больше всего?

– Я родом из Астрахани, поэтому после школы выбирала между Астраханской государственной медицинской академией и биологическим факультетом Астраханского государственного университета. В итоге остановилась на втором варианте и не пожалела ни разу. Из всех кафедр, я предпочла кафедру биотехнологий.

Во-первых, это направление показалось мне наиболее интересным и перспективным, во-вторых, меня привлекло то, что её сотрудники ездят по работе в другие страны и даже учатся там. Затем, узнав, что для получения грантов необходимо хорошее знание языков, я начала изучать французский.

Во время учёбы у нас были выездные практики, жизнь в палатках, работа в заповеднике, конференции, стажировки. У биологов всегда так, поскольку это живая наука. Нужно ставить эксперименты и в полевых условиях, и в лабораториях. Мне нравилось, что есть перспективы, что ты сам можешь себя проявить и получить отдачу.

– Когда вы почувствовали интерес к науке и сделали сознательный выбор в её пользу? Какие факторы повлияли на этот выбор?

– Произошло это на втором курсе обучения в университете. Началось всё с дисциплины «зоология позвоночных»: мне очень нравились занятия, которые проводил преподаватель, и я поняла, что действительно нахожусь на своем месте. Затем, уже на третьем курсе, мы стали изучать биотехнологию, и именно с ней я связала свою научную жизнь.

Фактор для меня всегда были один – люди. Это преподаватели, которые смогли зажечь интерес к своим предметам и науке в целом. Благодаря им я поняла, что мне всё это интересно, что я тоже хотела бы заниматься научными исследованиями.

– Есть ли учёные, которые заинтересовали вас своими работами и повлияли на выбор профессии? Что привлекло в их трудах?

– На разных этапах жизни это были разные люди. Хотя попадались и те, кто, наоборот, вводил меня в сомнения, и мне приходилось задавать себе вопрос: «Действительно ли наука – то, что мне нужно?». Но даже они сыграли некую роль при выборе профессии.

Если же говорить о научных трудах, то, безусловно, это учёные с мировым именем – такие, как Джеймс Уотсон. Я и по сей день вспоминаю его книгу «Избегайте занудства. Уроки жизни, прожитой в науке». Хотя это скорее мемуары великого ученого, нежели научный труд.

– Помните ли вы своё первое исследование?

– Конечно,тем более, что потом оно стало основойдля моей бакалаврской работы. Я изучала влияние фитогормона на рост и развитие микроорганизмов. Приходила домой и рассказывала, рассказывала, рассказывалародителям с сестрой, что же у меня выходит.

Помню, как мой руководитель сказал: «Редко кому удаётся одну тему пронести через года, чтобы по ней писались и бакалаврский диплом, и магистерский, и диссертация». Тогда я подумала, что у меня так не будет. Но получилось с точностью наоборот. И это хорошо.

 

Дарья Вилкова всегда отличалась трудолюбием, ответственностью и целеустремлённостью.

– На каких темах исследований вы специализируетесь сейчас и почему?

– Мы занимаемся пищевой и сельскохозяйственной биотехнологией, развиваем биоинженерное направление. Эти науки актуальны уже сегодня и при этомих можно назвать науками будущего.

Тем для исследований у меня как заведующего лабораторией много, потому что много идей и вызовов в современном мире. Да и в целом биотехнолог не может заниматься какой-то одной тематикой, ведь наша работа направлена на конкретные продукты или технологии. Достигнув результата, нужно уметь отпустить этот проект вовремя. Для нас это определённые задачи: решив одну, приступаем к следующей.

Безусловно, существуют темы, которые ждут своего часа, – они не в приоритете, но и не забыты. Есть ите, что изжили себя. Но есть и любимые темы – фавориты, как я их называю. Они популярны, находятся на пике и интересны многим. Одной из них является тема моего проекта во Франции– разработка экспресс-оценки качества, безопасности и сроков хранения продуктов питания. Сейчас её тест-объект – это рыбное сырье. Более того, мы уже подошли к вопросу создания соответствующего оборудования.

– Сложно ли сегодня заниматься наукой в России? Что мешает её развивать?

– Если рассуждать в целом, то, думаю,что заниматься наукой было непросто всегда. Если же говорить о восприятии конкретных учёных, то это вопрос индивидуальный. Мне, например, несложно, потому что я люблю то, чем я занимаюсь. Так что это ещё и вопрос мотивации.

Что мешает развивать науку?Мы сами, сами люди. Например, некоторые из учёных уделяют большое внимание самому исследовательскому процессу, забывая про егоцель. Помню, как мой научный руководитель во Франции сообщил мне, что пора выходить на защиту, и я ответила: «Но ведь мы не сделали ещё вот это, это и это». На что он сказал: «Мы никогда не закончим, исследования всегда будут бесконечными. Вопрос в цели». Нужно иногда ставить паузу и понять, всё ли мы правильно делаем. У меня так и случилось: после защиты диссертации я полностью пересмотрела подход к исследованиям.

– Есть ли плюсы работы учёным в России? В материально-бытовом плане или плане престижа? Какие льготы для учёных необходимо учредить?

– Думаю, что, если бы не было плюсов, я бы не вернулась в Россию. Но я много чему научилась за рубежом и захотела создать своё, в своей стране. Материальная поддержка есть, нужно только понимать, у кого её попросить, и что вы можете предложить за эту помощь. Я всегда говорю коллегам: «Если бы это были ваши личные средства, поддержали ли бы вы материально этот проект?»

Сложностей тоже немало. Хотелось бы, чтобы было больше поддержки в виде обеспечения молодых учёных жилплощадью. Сейчас есть определённые льготы, но разобраться в них без юристов очень непросто. Молодым специалистам трудно получить определённые гранты, причём не всегда объясняют даже, с чем именно связан отказ. Лично для меня это большой минус.

Науку мешает развивать ещё и некоторая консервативность. Сегодня молодым учёным оказывается поддержка на всех этапах. Вопрос в том, можем ли мы и умеем ли ею пользоваться.

– Как получить грант на научное исследование?

– Нужно обращать внимания на то, как бы вы оценили поданную заявку, будь вы экспертом. Мне это помогало не раз. Нужно по максиму соответствовать изначальным требованиям. И вашей целью не должны быть деньги как заработок – такие заявки никто не поддержит, и я бы не поддержала. Все хотят достойный доход, но его лучше получить их за свою работу, которую ты качественно выполнил.

– Какие темы исследований вы считаете перспективными или даже прорывными?

– Мне сложно судить. Я верю, что вся моя работа направлена на перспективу, и её результаты окажутся востребованы. Знаю, что мои разработки должны приносить пользу нашей стране.

– Какие советы вы могли бы дать людям, которые хотя заниматься наукой?

– Наверное, они будут банальными. Верьте в себя. Ставьте перед собой высокие цели, а лучше те, которые кажутся вам недостижимыми. Выбирайте лучших наставников и руководителей – с ними работать непросто, но вы приобретёте ценный опыт и добьётесь многого. А если вдруг почувствуете, что «перегораете», то поговорите с коллегами, родными, отдохните, но ни в коем случае не отказывайтесь от мечты стать учёным. И любите то, что вы делаете. Наука должна приносить пользу людям.

 

Молодой учёный – это стильно и модно.