«Вологда. НаучZOOM»: «Ольга Калачикова: Наука - это марафон, а не спринт»
За эти года она прошла путь от лаборанта до заместителя директора по научной работе.
По словам Ольги Николаевны, в науку она пришла случайно, хотя с детства мечтала стать ученым или писателем.
«Родилась в семье учителей в деревне Еловино Кичменгско-Городецкого района. Училась в небольшой сельской школе до 9 класса в Еловино, 10 и 11 класс в Косковской школе в 15 км от родной деревни. Отец, Николай Анатольевич Ботвин, преподавал физику и математику, мама - Милитина Николаевна – биологию и химию. Думаю, именно школа сыграла свою роль в моем дальнейшем пути. Мои школьные учителя всегда учили анализировать, думать, видеть причинно-следственные связи, искать нестандартные пути решения задач», - рассказывает ученый-демограф.
После школы Ольга Калачикова поступила в Вологодский педагогический университет, на естественно-географический факультет. Там впервые провела исследование для дипломной работы. Первая курсовая была по парфюмерной отрасли, но в итоге диплом под руководством Татьяны Прокофьевны Черепановой защитила по теме «Территориальная структура народного хозяйства развивающихся стран».
«В науку пришла можно сказать случайно, - говорит Ольга Калачикова. - Вместе с моей однокурсницей в 2006 году искали работу и пришли на собеседование в научный центр (тогда еще ВНКЦ ЦЭМИ РАН), слабо представляя себе, что это такое. Моя «научная мама» – доктор экономических наук, доцент директор вологодского научного центра РАН Александра Анатольевна Шабунова, тогда возглавляла лабораторию отдела исследований социальных проблем и взяла меня к себе. Она научила меня выстраивать, организовывать исследование, поверила в меня, за что я ей бесконечно благодарна. Мы занимались тогда исследованием репродуктивного здоровья, здоровья детей. Для меня особый интерес в этой теме представляли поведенческие факторы, так и появилась тема моей кандидатской диссертации – Тенденции и перспективы репродуктивного поведения населения».
Как говорит ученый-демограф, путь в науке имеет свои особенности. В научной карьере крайне редко бывает быстрый старт.
«Только на то, чтобы понять, получается ли у тебя, интересно ли тебе это дело, нужно около двух лет. Потом идет период накопления, формирования компетенций, то есть до получения отдачи от вложений проходит довольно много времени. В формальном выражении, это, конечно, обучение в аспирантуре, проведение исследования и защита диссертации на соискание ученой степени. В России это кандидат и доктор наук, то есть две ступени квалификации, которую нужно подтвердить. Поэтому, да, в начале пути было сложно в материальном плане, но никто из родных и близких не отговаривал меня от научной работы, наоборот, говорили, что «это моё»», - рассказывает ученый-демограф.
Что касается научных исследований, то один из ярких проектов был посвящен репродуктивному поведению, в том числе проблеме абортов. Еще 20-25 лет назад это был весьма проблемный аспект: в регионе на 100 родов приходилось более 200 абортов. Совместно с департаментом здравоохранения, проектом «Мать и дитя» сотрудники Вологодского научного центра РАН участвовали в изучении данной проблемы. Её решение комплексное: внедрение практики доабортного консультирования, повышение медико-гигиенической, в том числе, контрацептивной грамотности, повышение информированности населения о рисках искусственного прерывания беременности. Эта работа была проведена в регионе, и уже виден ее эффект: число абортов снизилось.
Интересный проект был посвящен финансовой грамотности населения. «Оказалось, что вологжане в большинстве не ведут семейный бюджет, не читают кредитные договоры, не осведомлены о размере вклада, который они не потеряют даже при банкротстве банка, но исправно оплачивают услуги и не допускают просрочек по кредитным обязательствам. В рамках этого проекта мы разработали небольшие учебные курсы и методические пособия для молодых семей по ведению семейного бюджета и для пожилых людей с целью повышения их защищенности от мошеннических действий», - рассказывает ученый-демограф.
В числе исследований факторов формирования здоровья и развития детей демографы исследовали такой аспект, как влияние гаджетизации на развитие детей. Было выявлено, что современные дети приобщаются к гаджетам и интернету уже в три с небольшим года. Их старшие сверстники, которым на момент исследования было 16-17 лет взяли в руки гаджет только в 7 лет. «Много споров ведется о пользе или вреде гаджетов для учебы. В исследовании мы выявили, что у старших школьников, которые позже приобщились к интернету, положительная связь использования всемирной сети и успеваемости. А вот на успеваемость младших школьников гаджетизация влияет негативно», - рассказывает Ольга Калачикова.
Как говорит демограф, в России сегодня создаются условия для ученых, активно поддерживается молодежь. И если есть склонность и желание работать в науке, понимание, что это марафон, а не спринт, готовность развивать себя и вкладывать в свое будущее, то все получится.
«Есть работающая программа помощи приобретения жилья, в нашем Центре субсидию получили уже четверо молодых ученых, приобрели квартиры. Участие в грантовых проектах заметно улучшает материальные условия исследователей. Мы стараемся создать все условия для подготовки диссертаций нашим аспирантам. Те, кто заинтересован и понимает стратегическую перспективу совей профессиональной стратегии, как правило, приходят к успеху», - отмечает Ольга Калачикова.
Для справки.
Ольга Николаевна Калачикова. Родилась в 1982 г. в Кичменгско-Городецком районе. В 2004 г. окончила Вологодский государственный педагогический университет по специальности учитель экологии, географии. Окончила аспирантуру в Институте социально-экономического развития территорий РАН, а также в Институте социально-экономических проблем народонаселения РАН. С 2006 года работает в Вологодском научном центре, в настоящее время является заместителем директора по научной работе, заведующей отделом исследования уровня и образа жизни населения ВолНЦ РАН. Кандидат экономических наук, доцент.