Настоящий учёный

Наука – это сфера деятельности, в которой человек может наиболее полно и успешно реализовать свои умственные, творческие и иные способности.

Так считает Ольга Солодянкина – доктор исторических наук, профессор кафедры истории и философии Череповецкого государственного университета.

Путь к цели

Ольга Юрьевна – потомственный учёный: её папа Юрий Иванович Солодянкин занимался научными разработками в области радиофизики и преподавал в Череповецком высшем военном инженерном училище, где пользовался высоким авторитетом. Маленькая Оля, которая с детства отличалась любознательностью и стремлением постоянно получать новые знания, твёрдо решила идти по его стопам и, став взрослой, тоже заниматься наукой.

«По-другому я себе будущую жизнь не представляла», — признаётся она.

Ольга Солодянкина решила стать учёным – и стала им 

Девушка закончила школу № 2 города металлургов с золотой медалью и, выбирая между множеством любимых предметов: от физикидо черчения, – решила посвятить свою дальнейшую судьбу отечественной истории. Уровень подготовки у юной череповчанки оказался настолько высок, что она, выдержав жёсткую конкуренцию,блестяще сдала вступительные экзамены и поступила в лучший вуз СССР – Московский государственный университет.

Учиться в МГУ было очень интересно, но трудно. Предметы студентам преподавали великие советские учёные: археологию – Даниил Авдусин, методы исторического исследования – Иван Ковальченко, историю Древней Руси – Борис Рыбаков, историю нового времени – Евгений Язькови другие. Они давали большое количество ценнейших знаний, но и с учеников своих спрашивали как следует.

«До конца второго курса я практически не видела Москву, потому что с утра начинались занятия, а после них до позднего вечерасидела в библиотеке. Группа у нас была небольшая, поэтому выступать и отвечать на вопросы приходилось почти на каждой паре – «отсидеться» никому не удавалось. Многие студенты, поступавшие вместе со мной, отсеялись после первой же сессии.Требования к курсовым и рефератам предъявлялись строгие: каждую работу обсуждали всей группой, и по итогам такой дискуссии оценки преподавателя оказывались самыми мягкими: однокурсники с юношеским максимализмом не щадили друг друга, придираясь к каждому слабому месту. Конечно, в подобных условиях каждый из нас постепенно становился настоящим специалистом и приобретал все необходимые профессиональные компетенции», — вспоминает Ольга Солодянкина.

Наша землячка быстро вошла в число лучших студентов и стала получать повышенную стипендию имени Карла Маркса – 130 рублей в месяц. Университет она закончила в 1989 году с красным дипломом, а через несколько лет, в 1993 году, успешно защитила кандидатскую диссертацию.

Свою профессиональную судьбу череповчанка связала с университетом родного города 

Человек эпохи Возрождения

Несмотря на свою древность, история – это наука, где существует множество неизученных вопросов, часто весьма сложных и запутанных. Многие из них в своё время оказались обойдены специалистами, поскольку те считали их несущественными и малозначимыми. На историков, бравшихся за подобные темы, коллеги порой смотрели косо.

Ольга Юрьевна не испугалась порицаний и недопонимания, поэтому в качестве объекта своих научных исследований выбрала проблемы воспитания, семьи и бытовых взаимоотношений между людьми. То есть то, что волнует каждого из нас, и то, что каждое цивилизованное общество стремится укреплять, развивать и улучшать – для всеобщего блага.

Список её научных работ (в том числе выполненных в соавторстве с другими российскими учёными и даже в рамках международных коллективов) – весьма широк: «Свой/Чужой в кросс-культурных коммуникациях Запада и России», «Мужчины и женщины в их повседневье: социальное vs гендерное», «Иностранные гувернантки в России», «Российская повседневность в зеркале гендерных отношений», «Вина и позор», «Франкоязычный наставник в Европе», «Первые профессиональные женщины в Северной Европе», «История животных: новые исследовательские возможности» и т.д.

Историческая школа Череповецкого государственного университета пользуется высоким авторитетом в научном сообществе 

Ольга Солодянкина является основателем и главным редактором научного журнала ЧГУ «Historiaprovinciae – журнал региональной истории». Несмотря на то, что он стал издаваться всего лишь в 2017 году, Высшая аттестационная комиссия при Минобрнауки РФ очень быстро включила его в перечень изданий, где публикуются исследования соискателей на учёные степени кандидата и доктора исторических наук.

В 2023 году, уже в условиях санкций, журнал вошёл в престижную международную библиографическую и реферативную базу данных рецензируемой научной литературы «Scopus». А это чрезвычайно серьёзное достижение. Кроме того, «Historiaprovinciae» входит в топ-50 ведущих научных исторических журналов Российской Федерации, что также – признак бесспорного успеха.

Именно благодаря Ольге Юрьевне в Череповецком госуниверситете начали преподавать такой уникальный предмет, как «Академическое письмо для историков», ведь таким учёным очень важно писать свои работы не только точным и научным, но и красивым литературным языком. Под её началом защищены одна докторская и три кандидатские диссертации. Она стремится расширять список тем, исследуемых студентами, и рекомендует им подходить к исследованиям новаторски, изучая тот или иной объект под разными углами.

«Если вы чувствуете в себе призвание быть учёным, то идите в науку. Наука – именно та сфера, где человек способен в наибольшей степени реализовать свои умственные, творческие и иные способности. Она даст вам умения и навыки, которые пригодятся в жизни везде: логику, критическое мышление, умение анализировать информацию, писать тексты и многое другое, — рекомендует Ольга Солодянкина. — Наука – это статус, хороший коллектив, общение с единомышленниками иинтересными людьми, научный туризм, возможность постоянно развиваться и пребывать в интеллектуальной среде. Но она не может быть мимолётным увлечением. Наука – это на всю жизнь, поэтому у вас с ней должна быть взаимная любовь. Грамотно оцените свои силы, тщательно определите предпочтения, чётко выберите то, что хотите изучать. Жизнь коротка, и в ней надо делать то, что интересно. А заниматься наукой – это интересно».