Два Андрея

В Череповецком государственном университете трудятся учёные мирового уровня.

Доказательство тому – сразу несколько важных открытий, которые они совершили.

Доктор геолого-минералогических наук Андрей Барков возглавляет в Череповецком госуниверситете лабораторию промышленной и рудной минералогии. А кандидат этих же наук Андрей Никифоров трудится в этой лаборатории старшим научным сотрудником. Оба они ведут активные научно-исследовательские разработки, развивая науку о строении нашей планеты Земля и химических соединениях, входящих в её состав.

«Под
Под руководством Андрея Баркова ведётся немало важных научных исследований. 

«Выполняются минералого-геохимические, геолого-петрографические и экспедиционные исследования ультрамафитовых и мафитовых магматических комплексов и их комплексной платинометалльной, хромовой, никелевой и титановой минерализации. Исследуются россыпные рудопоявления Вологодской области и других регионов Северо-запада. Проводятся исследования новых минеральных видов и разновидностей, а также их синтетических аналогов и других синтезированных соединений, имеющих самый высокий приоритет», — такова официальная информация о деятельности работников лаборатории.

Звучит это довольно непонятно и сухо, однако таковы особенности научного языка. На самом деле жизнь череповецких учёных весьма интересна, а достижения очень значительны. За годы своей работы они вместе с коллегами из других регионов России и иностранных государств (такова особенность современной науки: сегодня, в отличие от прошлых веков, многое в ней делается не одиночками, а коллективами) открыли сразу три новых минеральных вида никеля и иридия: куваевит, флитит и огнитит.

Поиск новых минералов – нелёгкая работа.
Поиск новых минералов – нелёгкая работа. 

Ценность этих открытий становится более ясна, если узнать следующий факт: за всю историю человечества науке стало известно менее чем о 5 тысячах минералов. И прибавить к этому числу ещё три новых всего за несколько лет – это огромный успех.

Огнитит – уникальный минерал, который был открыт в микроскопических количествах – в виде единственного и мельчайшего «зерна» размером в десятки микрометров. Его тщательно исследовали на разных уровнях в разных лабораториях (российских, американских, германских, итальянских и т.д.) с использованием разных методов и аналитических систем: от оптической микроскопии до микрозондового анализа методами энергодисперсионной и  волновой спектрометрии.

В результате комиссия по новым минералам, номенклатуре и классификации Международной минералогической ассоциации официально и единогласно (16 голосов «за», что бывает не так часто) утвердила огнитит в качестве нового минерала.

Череповецкие учёные-минералоги проводят много времени в экспедициях.
Череповецкие учёные-минералоги проводят много времени в экспедициях. 

После такого утверждения название минерала становится общеобязательным для всех, входит во все минералогические энциклопедии и подлежит использованию в  международной научной литературе.

Интересно, что сначала огнитит хотели назвать байкалитом – в честь озера Байкал, неподалёку от которого он был обнаружен. Однако выяснилось, что это наименование уже было занято, поэтому учёные решили назвать новый минерал в честь массива Огнит в Иркутской области, где его выявили в ходе исследований медно-никель-платиноидных руд.

Огнитит относится к классу тиосолей – солей, в которых атомы кислорода замещены атомами серы (поэтому их часто называют также сульфосолями). В его формуле NiBiTe объём никеля составляет 14,85%, висмута – 52,87%, а теллура – 32,28%.

Несмотря на то, что науке известно уже более 100 минеральных видов никеля, огнитит уникален своей исключительной редкостью. Нигде на Земле такой минерал более не обнаружен, не создавался он и искусственным путём. Учёные предполагают, что огнитит может быть востребован в квантовой электронике, то есть теоретически его открытие способно стать весьма значимым для человечества – конечно, только после того, как его тщательно проверят и изучат в процессе материаловедения. Так что самое интересное об огнитите ещё предстоит узнать.

Андрей Барков редактирует международный научный журнал «Минералы».
Андрей Барков редактирует международный научный журнал «Минералы». 

Не менее важно и открытие флитита, который относится к группе платины, родия и иридия. Он обнаружен в русле реки Миасс на южном Урале и тоже отличается исключительной редкостью. О его значимости говорит тот факт, что за всю историю геологии открыто менее 20 минеральных видов родия и иридия.

Череповецких учёных высоко ценят их коллеги со всей России и из иностранных государств. Достаточно сказать, что Андрей Барков стал членом редакционной коллегии международного научного журнала «Minerals («Минералы»), центральный офис которого находится в Швейцарии.

Андрей Никифоров внёс большой вклад в изучение загадочного Серпентинитового пояса на Кольском полуострове. Благодаря его работам удалось уточнить происхождение этого горного массива и установить, что он может быть богат стратегическими запасами хрома, никеля и платины.

Сотрудники лаборатории промышленной и рудной минералогии ЧГУ активно сотрудничают с учёными из других стран, опубликовали десятки статей в рейтинговых международных научных журналах и ведут разработки как мирового уровня, так и регионального масштаба внутри России.

Андрей Никифоров – молодой учёный с достижениями мирового уровня
Андрей Никифоров – молодой учёный с достижениями мирового уровня 

Изучается ими и Вологодчина, ведь необходимо максимально точно и в полном объёме определить потенциал области в плане наличия у неё месторождений природных ископаемых. Накопление, обработка и систематизация полученных данных происходит в постоянном режиме. Уже определены несколько перспективных исследовательских направлений.

«Земля – это космическое тело, слагаемое минералами в своей внешней части. Исследовать Землю – это очень актуально, ведь мы критически зависим от её минеральных ресурсов, и они нам крайне необходимы», — уверен Андрей Барков.






На эту тему: