«Вологда. НаучZOOM»: модно должно быть не тик-токером, а ученым

Фраза «все началось в детстве» очень хорошо подходит к рассказу о Петре Ильиче Смирнове.

Родился в Кириллове, в семье музейных работников. Любил читать, дома была большая библиотека. Много чем увлекался и интересовался, в том числе биологией, химией, физикой. Кстати, последние два предмета начал изучать еще задолго до 7 класса и появления их в программе. Пригодились учебники старшего брата. Любил лабораторные работы особенно по биологии, нравилось за чем-нибудь в микроскоп наблюдать. «Тяга к изучению, погружению, анализу у меня с детства. Причем если что-то вызывало интерес, то старался вникнуть в суть, изучить тему детально. Любил разные опыты проводить. То какие-то растения на балконе выращивал, то обзаводился пробирками и ставил химические и физические опыты, то микроскоп сам собирал, то двигатель внутреннего сгорания, то авиамоделированием занимался, - вспоминает Петр Смирнов.

 

А еще Петра всегда интересовала техника. У его отца и у соседа были мопеды, так что двигатели, моторы, шум, бензин, запах масла - все это присутствовало в жизни будущего ученого с детства.

То, что после школы он будет поступать в Вологодский госуниверситет, знал уже в 10 классе. Чтобы хорошо сдать ЕГЭ по русскому и математике, занимался самостоятельно по самоучителям, плюс ходил к репетитору.

«С выбором вуза было просто, - рассказывает Петр Ильич. - С 11-12 лет у меня на первое место вышла техника, то есть мопеды, мотоциклы, потом автомобили. Ближайшим вузом с обучением по выбранному профилю «Автомобили и автомобильное хозяйство» оказался ВоГу, поэтому я туда и пошел.

Уже в вузе преподаватели, их увлеченность предметом развили у Петра тягу к науке. Особо отличились в этом деле доцент Тамара Георгиевна Булавина, которая в то время занималась популяризацией студенческой науки, а также преподаватель Вячеслав Александрович Раков и завкафедрой «Автомобили и автомобильное хозяйство» Олег Николаевич Пикалев.

 

Первым исследованием студента стало изучение вопроса диагностирования датчиков кислорода в автомобилях. Работу тогда отметили наградой, а ее автор продолжил дальнейшее погружение в науку.

В настоящее время Петр Смирнов – доцент кафедры «Автомобили и автомобильное хозяйство ВоГУ, кандидат технических наук, автор более 150 научных и научно-методических работ. Читает лекции студентам, сотрудничает с Московским автодорожным институтом. Самая значимая научная работа - диссертация по конкурентоспособности легковых автомобилей, которую ученый планирует довести до уровня докторской. Также в рамках государственного задания Московского автодорожного института Петр Ильич изучает вопрос возможности малыми средствами и силами предотвращать возникающие на транспорте потенциальные угрозы.

«Работа, которой я сейчас занимаюсь, связана с телематикой, изучением расхода топлива, поведением водителей и предупреждением аварий, экстренных ситуаций на транспорте. То есть это предотвращение угрозы на транспорте с точки зрения действий или бездействия водителей, операторов техники. Речь идет про использование нейросетей и автоматизированных систем принятия решений. Плюс достаточно простая аппаратная часть - это те датчики и те возможности, которые есть сейчас на автомобилях - легковых, грузовых, автобусах. Работа важная, полезная и необходимая», - говорит Петр Смирнов.

Среди наиболее интересных научных исследований, которыми приходилось заниматься в последнее время, ученый называет работу для компании «Северсталь» по повышению эффективности работы автотранспортного цеха. Стояла задача проанализировать с научной точки зрения деятельность работников автоцеха и разработать рекомендации, которые бы позволили экономить деньги, ресурсы, повышать работоспособность техники. Еще одно интересное исследование, связанное с организацией дорожного движения, ученые кафедры проводили в Вологде. Занимались, в том числе фазами регулирования, изучали пассажиропотоки, анализировали транспортные потоки по городу, разрабатывали транспортную модель города.

По словам Петра Смирнова, наукой он горит, он ею живет. Свободного времени остается не так много, и его он посвящает семье и своему увлечению – реставрации механизмов старинных настенных часов. А еще как по-настоящему увлеченный своим делом человек, может и свободное время посвятить работе.

 

Что касается совета школьникам, которые думают о науке, то, как говорит ученый, если это интересно, если к этому тянет, то не надо себя останавливать. Для начала надо найти в университете хорошего, увлеченного наставника, позаниматься исследовательской работой в Доме научной коллаборации. Следующий этап - студенческая наука, которая поощряется и финансируется.

«Люди, которые будут заниматься наукой и двигать нашу страну вперед, очень нужны. Сейчас в российской науке отмечаются положительные изменения, поднимается авторитет ученого-исследователя. Но чтобы молодые люди хотели заниматься наукой, еще многое надо сделать. Это и финансовая сторона – ученый должен хорошо зарабатывать. А еще надо заниматься популяризацией профессии ученого через медиа, Интернет. Надо делать модным эту профессию. Ведь детей привлекает то, что модно. Сейчас модно быть тиктокером, блогером, вот многие и мечтают об этом. А надо, чтобы модно было быть ученым», - говорит Петр Смирнов.

 






На эту тему: