«Вологда. НаучZOOM»: Ученый как космонавт и дрессировщик
Почему науку можно сравнить с космосом, и как в Соколе можно понять разницу между теорией и практикой, проекту издания рассказал доцент вологодского государственного университета Антон Синицын.
«Город Че» совместно с Институтом развития интернета представляет проект «Вологда. НаучZOOM» о достижениях вологодской науки, проблемах и актуальных исследованиях современных ученых. В третьей серии проекта преподаватель ВоГУ, доцент, кандидат технических наук Антон Синицын подскажет, как стать причастным к науке и добиться успеха в проектной работе.
В интервью порталу педагог и изобретатель, за плечами которого целый ряд работ и патентов, рассказал, что интерес к техническим предметам идет рука об руку с увлечением гуманитарной сферой.
«Все идет с детства, при этом много зависит от того, что в тебя вложили родители и педагоги, и был ли ты готов это воспринимать и применять. С детства любил что-то мастерить, строить и создавать что-то новое, хотя «гуманитарий» во мне очень часто давал о себе знать – рисовал, лепил, писал стихи и рассказы. Уверен, что такое сочетание создает неплохую базу для саморазвития», - говорит Антон Александрович.
Когда его тестировали на занятиях по профориентации, компьютер выдал, что его предназначение – профессия «дрессировщик». И, по сути, каждому изобретателю интересен механизм работы устройств. И Антон постепенно увлекся устройством техники, принципами работы.
В списке его любимых предметов были рисование и астрономию. И еще урок труда или технологии в старших классах, когда их познакомили с техникой резьбы по дереву, и будущему ученому это нравилось.
«Хотя, любовь к предметам очень сильно зависела от педагога, и методика преподавания учителя физики в 10 и 11 классе в формате конспектирования и фиксации самого важного в изучаемой теме мне помог лучше ее понять и использовать подобную систему в своей работе со студентами», - отмечает вологжанин.
Его первым объектом школьного исследования был, как и у многих учеников,…лук.
«В начальной школе я только выращивал лук, тщательно фиксируя его изображение в тетради, больше ничего другого не было. Проектной работы тогда еще не было. Сейчас возможностей для развития своих способностей со школы гораздо больше, выбирай – не хочу… Нужно быть откровенно ленивым, чтоб не включиться в программы образовательных центров «Сириус», «ДНК» и «Кванториум», - говорит Антон Александрович.
Размышляя о выборе профессии, он легкомысленно относился к перспективе высшего образования и особо не задумывался о профессии. Поэтому он выбрал образование в вологодском «политехе» за компанию с одноклассниками. Его баллов хватало тогда для поступления либо на автомобильное хозяйство, либо на теплогазоснабжение и вентиляцию. Так как автомобили были ему не самой близкой темой, он выбрал второе. По итогам первого курса у студента была возможность перейти на городской кадастр, но Антон не стал менять направление – профессия теплоэнергетика показалась ему интереснее. И до сих пор он не пожалел о сделанном выборе.
В университете по приглашению кандидата технических наук, доцента Владимира Алексеевича Петринчика его летняя практика на 2 курсе стала началом инженерно-исследовательской работы по цифровизации системы теплоснабжения города Вологды. Студент вносил семантические данные на электронную карту, но первый опыт был незабываемым.
«Тогда при обследовании зданий узнал, что такое затопленный подвал и как непросто определить схему присоединения системы горячего водоснабжения к тепловой сети. На третьем курсе на летней практике смог применить полученные знания и самостоятельно произвести наладочный расчет системы теплоснабжения городского локомотивного депо, который я передал как отчетность своему руководителю по практике кандидату технических наук, доценту Станиславу Корюкину», - уточняет доцент.
Дипломную работу он выполнил под руководством доктора технических наук, профессора Владимира Игонина. Стояла задача провести энергообследование нашего учебного корпуса на ул. Гагарина, 81а с разработкой новой методики анализа результатов измерений. Антон Синицын изучил и предложил регрессионно-корреляционный анализ, который опробовал и получил вполне правдоподобные результаты, с которыми выступал не только на защите диплома, но и в аспирантуре.
«Но как тему для диссертации далее не рассматривал и через некоторое время поменял на разработку математической модели гидротермических процессов в котле пульсирующего горения типа камеры Гельмгольца, которая принесла мне кандидатскую степень», - описывает научное название работы преподаватель, посвятивший исследованию несколько лет.
Диссертация посвящена созданию действующей методики конструкторского расчета котлов пульсирующего горения (работающих по принципу ракеты) с учетом пульсирующей составляющей такого горения. Нужны были эксперименты и математические расчеты.
Антон Синицын, несмотря на дипломы, звания и награды, не считает себя ученым, а только причастным к научной среде. После защиты диссертации в силу разных обстоятельств и должностных обязанностей его кидало в разные направления: и в цифровизацию тепловых процессов, и энергосберегающие технологии, и в инженерную педагогику, и в изобретательство и рационализаторство.
На данный момент интересы Антона Александровича лежат в области проектирования теплотехнических устройств и теплового неразрушающего контроля, а интерес к практическим исследованиям в начинающего изобретателя вселили преподаватели, с которыми он работал в период своей студенческой жизни. С фундаментальной наукой студентом он встретился на занятиях у академика Радия Прасолова. Его исследования в области космогеодинамики и эволюции Земли, теория сверхновых звезд и естественных термоядерных взрывов увлекали. Не раз он бывал у него в гостях, общаясь уже как коллега по преподавательскому цеху и сосед по общежитию.
Сразу после поступления в аспирантуру с коллегой-однокурсником Владимиром Петуховым научными руководителями исследователи были зачислены в действующую при вузе структуру энергоресурсосбережения. Самостоятельно и вместе с руководителями ездили на предприятия Сокола, поселков Надеево и Можайское, проводили энергообследование систем теплоснабжения сельскохозяйственных, теплогенерирующих и строительных предприятий Вологодского района и Вологды.
«Помню нашу первую самостоятельную поездку в Сокол по заключенному вузом хоздоговору по науке, где мы должны были обследовать теплотрассы и тепловые узлы жилых домов, и провести расчет теплогидравлического режима для наладки сетей. Только на практике ты начинаешь понимать, что изображенное на бумаге необязательно будет так, как на самом деле. А сокольская система теплоснабжения в двухтысячных годах оставляла желать лучшего. Кроме того, жаркое лето совсем не способствовало работе и приходилось спасаться в реке. Работу мы выполнили, но поняли, что между учебным расчетом и расчетом реальной системы лежит огромная пропасть», - описывает ход непростой работы Антон Александрович.
Со временем он чувствовал, что работа в научной сфере дает некую особую принадлежность к касте, в которой понимание происходящего появляется не сразу, а в процессе погружения в подобную деятельность. А поддержка родителей и преподавателей вселяла уверенность в том, что все, что он делает, имеет значение.
Первым наставником и руководителем Антон Синицын называет отца. Инженер Александр Павлович Синицын долгое время работал на «Северном коммунаре» и в вологодском вузе (тогда техническом университете) в должности главного инженера. Работа под его наставничеством сильнее всего повлияла на отношение исследователя к научной работе.
«В университете по договоренности были установлены на испытательный срок опытные котлы пульсирующего горения и требовалась работающая методика расчета таких котлов и оценки эффективности работы. Была сделана опытная модель системы измерения колебаний давления на основе записи звукового сигнала, разработана компьютерная модель расчета термогидравлики для поверки и конструирования подобных аппаратов.
Только потом при профессоре В. И. Игонине результаты облекли научную форму и были озвучены на конференциях. Исследования были запатентованы и защищены в диссертационном совете, а продолжение работы по совершенствованию модели было поддержано Российским фондом фундаментальных исследований на грантовой основе.
Сегодня в багаже интеллектуальной собственности целый ряд разработок в области неразрушающего контроля, систем защиты здоровья человека, аппаратов для строительства и теплоэнергетики, цифровых технологий и биотехнологий», - рассказывает Антон Александрович о своих исследованиях.
О пути в науке и получении ученой степени вологодский преподаватель и ученый говорит, что это большая работа, сравнивая ее с подготовкой космонавтов.
«Получение ученой степени позволяет выстраивать карьеру в научной сфере, пользоваться возможностью академической мобильности, расширяя собственный кругозор и научные знакомства, а также, в отдельных случаях, претендовать на жилищный сертификат. При этом те, кто выбрал этот путь, должны четко понимать, что это большая работа и долгий путь, который очень сильно зависит от твоей настойчивости и терпения. Это как у космонавтов – в космос полетят не все», - считает Антон Синицын.
Он советует школьникам, студентам и аспирантам активнее участвовать в студенческих и аспирантских конкурсах, проводимых в университете или области. Приобретаемый опыт научит создавать качественные и успешные заявки, усиливая научную составляющую Вашего проекта. При этом начинающие собственный научный путь должны трезво оценивать свои возможности, требуемые ресурсы и ставить реалистичные задачи, которые должны быть решены в процессе работы над проектом.
«В нашей стране финансирование исследований осуществляется, в основном, научными фондами или целевыми программами на конкурсной основе. Идеально, если начать исследования и подавать заявки в научные фонды, начиная со студенческой скамьи. Довольно сложно получить финансирование научному коллективу без какого-либо опыта руководства самостоятельными грантами. Поэтому мой совет – чем раньше начнете свой путь, тем быстрее добьетесь результатов», - советует вологодский ученый.