В Вологде состоялась дискуссия студентов с замминистра науки, экс-ректором ЧГУ Дмитрием Афанасьевым

Как сообщает пресс-служба Заксобрания Вологодской области, заседание Дискуссионного клуба состоялось в Вологодском госуниверситете. Приглашенным экспертом стал замминистра науки и высшего образования Российской Федерации Дмитрий Афанасьев. Он родился в Череповце, трудился на «Северстали», с 2009 до 2020 года был ректором ЧГУ. Тема встречи - «Российское студенчество: опыт прошлого и образ будущего».

«У нас замечательный гость. Я лично знаком с Дмитрием Владимировичем по работе на «Северстали». Несколько лет мы также работали в Законодательном Собрании Вологодской области. Всегда Дмитрия Владимировича отличали высокий профессионализм, стратегическое видение проблем. Те задачи, которые он ставил перед собой, всегда были достигнуты», - сказал председатель Законодательного Собрания Андрей Луценко.
Юрий Воробьев в своем приветствии отметил важность продолжения работы Дискуссионного клуба.

«Мы живем в невероятно сложное время, может быть, это один из самых переломных периодов истории нашей страны. Формируется новое представление о жизни и мире, приходится многое менять, от многого отказываться, брать на вооружение что-то новое и неизвестное. Вам предстоит в ближайшие годы взять на себя управление нашей страной и мы хотим, чтобы вы были подготовлены к этому периоду. У вас есть свой взгляд на жизнь, а мы постараемся, исходя из нашего опыта, дать ответы на интересующие вас вопросы. Поэтому Дискуссионный клуб продолжает работу», - отметил Юрий Воробьев.
Дмитрий Афанасьев согласился, что Дискуссионный клуб стал уникальной для страны площадкой, где на понятном и доступном языке обсуждаются важные вопросы, и выразил надежду, что эта встреча отзовется у участников клуба новыми мыслями, идеями и проектами.
Каждый этап развития образования, убежден Дмитрий Афанасьев, это ответ на новые вызовы. И сейчас, когда суверенитет страны подвергается угрозе, система стоит перед новым этапом развития. Главной задачей образования Дмитрий Владимирович назвал обучение лидеров, специалистов во всех сферах для того, чтобы Россия оставалась независимой страной, где умеют принимать самостоятельные решения.

«Студенчество – это часть системы образования, у нее есть самостоятельная роль. Человек не может прожить всю историю, но может усвоить знания, ценности, опыт, традиции. Институт образования служит для того, чтобы в сжатые сроки человек мог познать мир и получить профессию», - прокомментировал федеральный эксперт.
Участников клуба интересовало, изменился ли облик студента за последние 50 лет. Дмитрий Афанасьев и Юрий Воробьев отметили, что раньше процессы обучения были намного сложнее, получить информацию можно было только в печатных книгах и научных трудах. Сейчас для самообразования есть много возможностей, ведь студенты живут в огромном информационном пространстве.

Участник молодежного парламента Вологды спросил, как в век интернета приспособиться к условиям, чтобы оградить ребенка от вредоносной информации, но в то же время, не сделать так, чтобы он отрекся от сверстников.
«Изолировать ребенка от интернета невозможно. Но нужно вместе с ребенком делать шаги, вместе показывать возможности и риски интернета. Считаю, нужно постараться ограничивать доступ к контенту, пока человек не созрел эмоционально. Ответственность родителя в этом вопросе крайне высока. При этом нужно показывать возможности интернета, потому что он дает огромные возможности для развития», - прокомментировал Дмитрий Афанасьев.
По мнению Юрия Воробьева, большую роль в становлении личности играет трудовое воспитание. Сейчас оно возвращается в школы и вузы.
«Трудовое воспитание - одна из главных и важных форм воспитания. Оно должно начинаться сначала в семье, потом в школе и в высшем учебном заведении. Человек не может познать этот мир, лично не поучаствовав в практических, конкретных делах. В старших классах мы работали на заводе. Там я получил второй разряд токаря. Я узнал, что такое рабочая среда, что такое производство и как работают производственные циклы. В жизни это очень пригодилось», - рассказал Юрий Воробьев.
Ученики школы Корабелы Прионежья поинтересовались у Дмитрия Афанасьева, обязательно ли высшее образование в современном мире или можно быть успешным без него? Эксперт считает, что в каждых сферах высшее образование становится все более необходимо:
«Образование позволяет не набивать шишек, на чужом опыте изучить, понять и освоить многие вещи с меньшими негативными последствиями. Если мы говорим о сложных областях человеческой деятельности, то там без получения высшего образования очень трудно. Но это касается и более прикладных профессий».
Ребята спросили, могут ли вологодские вузы составлять конкуренцию столичным.
«Всегда мотивация выше у тех молодых людей, которые живут в провинции, чем в столице. Любому человеку, живущему на периферии, нужно поработать сильнее, чтобы добраться до центра. Мы, провинциалы, более конкурентоспособные, - ответил Юрий Воробьев. - Не всегда столичные вузы лучше вологодских и череповецких. Успешность зависит от того, кто находится впереди».
Главным трендом образования будущего Дмитрий Афанасьев назвал цифровизацию. Искусственный интеллект будет трансформировать систему образования, как и все сферы жизни.

«А что изменит искусственный интеллект в высшем образовании? Я считаю, что ключевой тренд сейчас это поиск ответа на вопрос: будет ли помогать или мешать ИИ в школе или вузе? Какие возможности открывают современные технологии для повышения качества образования?».
Участники клуба поинтересовались о важности популярных сейчас IT-специальностях. Все больше абитуриентов выбирают это направление в образовательных учреждениях.

«Я считаю, востребованность высокая не в IT-специалистах, а в специалистах, владеющих цифровыми технологиями в своей сфере. Основное направление сейчас - это не увеличение количества программистов, а именно прикладное применение таких технологий в разных областях», - прокомментировал эксперт.
Добавим, за два часа работы клуба, ребята задали федеральному эксперту несколько десятков вопросов. Участниками заседания стали около 300 человек, часть из них присоединилась по ВКС со всех округов и районов.

Источник фото: ЗСО
