Три дела Сталина, отмененные врагами народа в 1953
Иосиф Сталин известен масштабными свершениями в мирной и военной жизни СССР. 10 сталинских ударов в годы войны, коллективизация, атомная независимость, переселение плохо себя проявивших в годы ВОВ некоторых народов СССР – не все масштабные дела товарища Сталина. Те из них, которые были не завершены к его смерти, сразу же или постепенно были отменены и сведены на нет после нее. О трех из них эта заметка.
Трансполярная магистраль, стройки 501, 502, 503. Это масштабный сталинский проект железной дороги длиной 1482 км от берегов Баренцева моря до побережья Охотского моря и до Чукотки. Он – часть более масштабного Великого Северного железнодорожного пути — несбывшейся железной дороги, соединяющей берег Баренцева моря с водными артериями Западной Сибири с дальнейшим продолжением на восток до Татарского пролива у Сахалина. Таким образом, железная дорога связала бы Архангельск и Дальний Восток.
Пространства России использовались бы для перевозки товаров, войск и жителей. Такая дорога была бы полезна для защиты и улучшения жизни и экономики северных территорий страны и стала бы шагом для захвата Аляски.
Надо браться за Север, с Севера Сибирь ничем не прикрыта, а политическая ситуация очень опасная .
Еще российский проект оформился в 1918, начал осуществляться в 1947 и прекратился, лишь частично осуществленный, в 1953. На стройке работали 80 тысяч человек, изначально планировалось окончить стройку в 1955. Исследование грунта для дороги, глубины морских пространств для кораблей были проведены с ошибками. Это привело к переделыванию созданного и перерасходу денег. После отказа от строительства многое, эшелонами, было брошено на путях. В 1970-е годы, в ходе нефтегазового освоения Севера, Великий Северный железнодорожный путь мог оказаться полезным для страны. Однако к тому моменту восстанавливать старые пути было экономически невыгодно из-за их запущенного состояния. Посмотрите на современную карту РФ: железные дороги тянутся вдоль ее южной границы, будучи развитыми лишь в европейской части страны. Северная железная дорога, позднее названная «Мертвой дорогой», вдохновила Тарковского на фильм-притчу «Сталкер» и писателя Меняйлова на цикл лекций и рассказов.
Следующим большим делом вождя был бы туннель между материком и Сахалином, от мыса Лазарева к мысу Погиби. Длина туннеля была бы10 километров. Общая же протяженность путей к нему, которые необходимо было построить – около 1000 километров. Строительство планировалось закончить в 1953 году, а запустить тоннель в эксплуатацию – в 1955 году. Но в 1953 строительств было срочно закрыто после смерти вождя. Вот что писал работавший на строительстве инженер, Герой Социалистического Труда, Лауреат Государственной премии СССР в области техники, Заслуженный строитель РСФСР Юрий Анатольевич Кошелев:
Многие утверждают, что крест на тоннеле поставила последовавшая после похорон Сталина амнистия — продолжить стройку было практически некому. Это неправда. Из наших восьми тысяч досрочно освобождённых уехало не более двух сотен. А остальные восемь месяцев дожидались приказа о возобновлении строительства. Мы об этом писали в Москву, просили и умоляли. Я считаю прекращение строительства тоннеля какой-то дикой, нелепой ошибкой. Ведь в тоннель были вложены миллиарды рублей народных денег, годы отчаянного труда. И самое главное — тоннель действительно необходим стране. Стройка была секретной, и рассказывать о ней её участники не решались даже много лет спустя.
Искусственные водоемы для урожайности и защитные лесополосы. В России урожайность зерновых неустойчива по годам, очень зависит от меняющихся природных условий. Ранее засухи приводили к голоду. Голод был даже в 1946, когда засуха охватила более 50% посевных площадей страны. Решение Совмин СССР и ЦК ВКП(б) кратко называлось «Сталинский план преобразования природы». В течение 1949-1965 планировалось создать 8 лесных полос в степных и лесостепных районах страны протяженностью более 5300 километров и 44 228 прудов и водоемов для орошения. Цель плана – предотвращение засух и пылевых бурь с помощью создания искусственных водоемов для орошения, высаживания лесозащитных насаждений и внедрения травопольного севооборота. Результатами выполнения были бы значительный рост показателей с/х, увеличение объемов дешевой электроэнергии, защита природы. Планы Сталина был выполнен лишь частично. Отказ от выполнения плана полностью был одной из причин эрозии почв в 1960-х, дефиците муки тогда же и началу закупок зерна за рубежом. Иностранное зерно стало основой советского хлеба и сельского хозяйства.
Доведение до конца этих трех дел Сталина значительно бы изменило жизнь советских людей и принесло бы пользу стране. Отмена этих дел Сталина после его смерти принесла много убытков и не дала нашей стране развития.