Почему эксперимент нескольких корпораций не стал массовым транспортом?
В этой рубрике «Секретные материалы» уже были заметки об электроавтомобилях, о транспорте на паровых двигателях, о транспорте на пневматических двигателях, об автомобилях на атомных двигателях, о том, как корпорации добровольно-принудительно внедряли в США массовый транспорт на ДВС. Эта заметка посвящена еще одному необычному принципу двигателей для общественного транспорта – двигателям на маховиках.
Проект автобуса, приводимого в движение маховиком, был разработан швейцарской фирмой Эрликон (Oerlikon) в 1940-х. Маховик весом от 1,5 до 3 тонн разгоняется до 3000 оборотов в минуту мотором-генератором. Вдоль маршрута гиробуса на остановках ставились «заправочные пункты». На них штанги гиробуса поднимались и прикасались к установленным над остановкой контактам трёхфазной электрической сети. После разгона маховика до нужных оборотов штанги опускались, аппарат переключался в режим генератора, и гиробус следовал до следующей «заправки», которая занимала от полминуты до 3 минут. Гиробус мог проехать 6 км со скоростью 60 км/ч. Такой транспорт использовался с 1955 по 1959 в Конго и Бельгии.
В 1979 и 1980 «Дженерал Электрик» и «Вольво» разрабатывали свои проекты гиробусов. В 2005 американские ведомства совместно с Университетом Техаса начали поиски спонсора для финансирования разработки прототипа нового гиробуса.
К преимуществам гиробусов относятся бесшумность хода и экологичность. В отличие от троллейбуса, гиробус не требует непрерывной контактной сети. В 2008 году английская железнодорожная компания London Midland заказала две автомотрисы (сходная с гиробусом конструкция) Parry People Movers для использования на железнодорожной линии Stourbridge Town Branch Line. Но на прежних версиях гиробусов быстро изнашивались подшипники, транспортное средство было тяжелым и трудным в управлении. Поэтому такой тип двигателя для транспорта не получил масштабного применения.