В какую религию верит математика?

последовательность Фибоначчи
И как связаны числа и слова

Разные религии определяют два основные способа познания мира и Бога. Они основываются на представлениях о том, на каких основах построен мир. Эти способы: познание мира и Бога через слово и через числа. Вот  первая строка Евангелия от Иоанна:

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

Евангелие от Иоанна было написано на греческом языке и в оригинале было слово «логос», обозначающее «слово». В греческом языке это слово имело 34 значения. Под Логосом понимали закон всемирного развития, Божье Провидение, управляющее миром. Позднее в трудах ранних христианских мыслителей сам Логос отождествлялся с Сыном Божиим, Иисусом Христом, «ибо Логосом-Словом спасал Господь грешный мир». Провидение Бога это целесообразное действие Бога, направленное к наибольшему благу творения вообще и человека в особенности. То есть, слово это основа всего и это Бог, который построил мир, понять который можно через слова в целом и слова Бога к людям, в частности.

Философы – идеалисты считают, что математика существует независимо от того, что ее принципы записаны человеком. Математика существует изначально, мир построен Богом на математических и иных научных принципах. Математик и философ Пифагор, который создал термины «математика» и «философия», обучался наукам у жрецов Египта. Пифагор и его последователи оказали огромное влияние на науки и политику даже наших дней. Последователи Пифагора сохранили и развили тайные знания. Эти последователи стали известны как масоны. Основой метафизики Пифагора стал принцип о том, что в основе мира лежит число. Изучая музыку, Пифагор заметил, что интервал между высотами двух звуков зависит от соотношения длин струн, издающих их. Он исследовал это и свел музыку к строгой формальной математической системе, создав музыкальный строй и теорию о музыкальной гармонии. Они стали основой всей античной и современной музыки белого мира. Пифагор после изучения музыкальной гармонии стал изучать гармонию астрономии и общую красоту и логичность мира.

Математик и философ Платон обосновывал наличие мира идей, на основе которого существует мир вещей. Девизом основанной им Академии он избрал фразу «Не геометр да не войдет», тем самым подчеркнув важность математики для познания мира и формирования ума. Вот что пишет В.Касевич в книге «Буддизм. Картина мира. Язык»:

Одно из значений понятия дхарма в буддизме это мельчайшие неделимые частицы. Они первоэлементы мира и психики. Другим вероятным значением слова дхарма является универсальный закон бытия и нравственные устои мира.

В каком-то смысле дхармы это атомы Платона. Галилей писал:

Философия пишется в сей величайшей книге, продолжающей открываться нашим очам (я говорю о Вселенной), но её не понять, сперва не учась пониманию языка, и знанию букв, и также того, что написано. Пишется [та книга] на языке математики, а буквы суть треугольники, окружности и другие геометрические фигуры, без помощи коих её невозможно растолковать по-человечески; без них мы тщетно блуждаем в тёмном лабиринте.

Кант подтверждал, что математика формируется на основе априорных форм восприятия действительности — пространства и времени, — без восприятия которых невозможно познание. В Греции, Египте, христианской Европе развивалась сакральная геометрия как объяснение математических закономерностей мира, созданного Богом. Фигурные числа, крест анх, треугольное число 10 Пифагора (1+2+3+4), последовательность Фибоначи, фракталы растений и узоров химических  веществ, число Фи, симметрия снежинок, кристаллическая решетка веществ, другие геометрические закономерности в природе - это математическое отражение  авторства Бога в мире.

«священный
священный треугольник Пифагора 

Есть мнение, что физик Тесла верил, что числа 3,6,9 управляют миром. И что он сказал, если понимать, как именно это применять, можно управлять своей жизнью. Не знаю, говорил ли он такое об этих трех числах. В интернете это мнение есть у инфоцыган и у бедных, желающих просто так разбогатеть. Из серии: «три раза запиши свое желание, шесть раз покрутись вокруг себя, девять раз хлопни в ладоши и желание сбудется». Глупые и ленивые мещане способны опошлить даже Теслу и числа.

Многое для понимания мира через слово сделали православные монахи – исихасты, один из которых был Григорий Палама (1296-1359). Это был православный святой, философ, архиепископ Фессалоникийский, один из отцов и учителей Церкви. Память о святом в Православной Церкви совершается 14(27) ноября и во второе воскресенье Великого поста. Палама был сыном сенатора в Византийской империи, жил при дворе императора Андроника 2. Был лучшим учеником лучшего философа эпохи Феодора Метохита, особые успехи делал в философии материалиста Аристотеля. В 20 лет Палама стал монахом на горе Афон. В 1325 году вместе с другими монахами покинул Афон, спасаясь от турок. Основал отшельническую общину в пещере возле города Верии. Там он предавался «умной» (то есть непрерывной и безмолвной) молитве всё время, кроме общих богослужений. В 1331 году вместе со славянами вернулся на Афон, был избран игуменом монастыря. Отправившись в Константинополь в 1354 году, чтобы выступить посредником между императорами Византии Кантакузином и Иоанном Палеологом, Палама был пленён турецкими пиратами. Год он проповедовал мусульманам христианство, пока не был выкуплен сербами из плена.

Григорий Палама, наряду с Макарием Египетским, Евагрием Понтийскийм и Иоанном Лествичником является основоположником православного учения исихазм, православного аскетизма. В России исихасты называли себя затворники, молчальники. Исихазм это практика умно-сердечно молитвы, совмещенная с трезвлением. Трезвление это контроль за эмоциями, изгнание из сердца чувственных образов ради духовного Богосозерцания. Образцом такой молитвы является Иисусова молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас».

С бытовой точки зрения считается, что исихастская практика приводит человека в состояние умиротворения. Многие исихасты же утверждают о способности общения с ангельскими материями. Известны истории о чудесных способностях исихастов; сами же они руководствуются библейским принципом: «Скажи сей горе сдвинуться, и если истинно веруешь — сдвинется». Большая часть этих историй связана с Афонским монашеством. Умно-сердечная безвидная молитва коренным образом отличается от так называемой медитации, которая как часть восточных культов противоречит христианству. Во время медитации принимаются чувственные образы. Архимандрит Клеопа (Илие) говорит об этом так:

Самый краткий закон молитвы – не представлять себе ничего, когда молишься. Ибо представления бывают трех видов: плохие, хорошие и священные. Не принимай представлений ни одного вида. Ибо если остановишься на представлении, ты не можешь войти умом в сердце во время молитвы.

У католиков подобием исихастов является орден бенедиктинцев. Ордена устава св. Бенедикта перенимают практику Иисусовой молитвы у православных, их монахи обучаются на Афоне.

Продолжением богословской практики исихастов является учение имяславия. Оно появилось там же, на греческой горе Афон среди русских монахов в начале 20 века. Имяславие учит, что есть незримое присутствие Бога в Божественных именах. Выражением этой позиции является вывод: «Имя Бога есть Сам Бог» («но Бог не есть имя»). Вот что сказал Иисус, Мк. 16:17—18:

Именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы.

Учение имяславия было поддержано Григорием Распутиным, ученым и монахом Лосевым, математиками Соловьевым, почетным членом АН СССР Егоровым, академиком АН СССР Лузиным , священником Павлом Флоренским, философом Бердяевым, священником Булгаковым (книга «Философия имени, 1953), к.ф.н. Поповым, математиком и философом Паршиным и другими деятелями Православной Церкви и людьми в миру. Также у имяславия есть сходство с учением о. Иоанна Кронштадтского.

Упомянутый ученый, доктор физико-математических наук, член-корреспондент РАН  А. Н. Паршин говорил, что имена, как и математические понятия, существуют в «сверхчувственном, умопостигаемом» мире и связывал имяславие с математикой. Это он указал в книге «Путь. Математика и другие миры».

Священник Флоренский был магистром богословия, математиком, электротехником и поэтом. В 1927 стал одним из редакторов «Технической энциклопедии», опубликовал около 150 технических статей. Флоренский, изучавший, среди прочего в математике, раздел разрывных функций, утверждал о существовании параллелей между математикой и религией. Друзья математиков Флоренского и Лосева Лузин и Егоров основали Московскую математическую школу. Иудаизм Флоренский обозначал как материалистическую религию пустоты. Флоренский опубликовал математическо-философскую книгу «Мнимости в геометрии», где соединял математику, астрономию и метафизику как поиск места человека в мире. Комментируя специальную теорию относительности, Флоренский приходит к выводу, что за пределом скорости света начинается нефизический «тот свет» как мир математических мнимых величин.

Я научился благодушию, когда твёрдо узнал, что жизнь и каждого из нас, и народов, и человечества ведётся Благою Волею, так что не следует беспокоиться ни о чём, помимо задач сегодняшнего дня.

Историк науки  Грэхэм и французский математик Кантор утверждают, что работы русской математической школы до сих пор наполнены мистицизмом в противоположность французской математической школе, которая основывается на рационализме. То есть, христианство как познание мира через слова и Слово Бога связано с математикой. А математика имеет смысл при связи с христианством. Это поиск научного смысла не через упрощение, а через поиск взаимосвязей и истины. Математика как наука о пустоте и в ней воображаемых предметах, о которых известны только их некоторые свойства, помогает понять порядок мира, выражаемый и в словах.  Слово и цифра одинаково расскажут о замысле Бога.

 






На эту тему: