Почему так случилось и насколько подорожают книги?
За 32 года существования РФ и за 1,5 года международных санкций в стране не научились делать нитки и краску для печати книг. Вот что говорят эксперты, работающие в отрасли книгопечатания:
«В РФ нет достойных образцов красок, пластин и клея, подходящих для работы на установленном оборудовании. Сложно назвать импортозамещением процесс поиска новых поставщиков вместо европейских».
По сути, в стране идет переход от зависимости от европейских материалов к зависимости от материалов азиатских. Говорит руководитель отдела маркетинга Okto Print Service Данилова:
"В стране полностью отсутствует собственное производство офсетных красок и офсетных резиново-тканевых полотен, а производство лаков зависит от импортных концентрата и сырья".
А вот оценка ситуации от директора «Парето-Принта» Арсеньева:
«Краски мы закупаем в Китае и Южной Корее. Еще один необходимый для книгопечатания расходник — нитки — мы также закупаем за рубежом, поскольку нитки российского производства недостаточно высокого качества: они тянутся и слишком абразивны, из-за чего портят машины».
Отечественная проволока для сшивания брошюр никуда не годится: у нее плохое хромирование и она ржавеет. Самое время вспомнить исторический анекдот, что якобы советская контрразведка ловила немецких агентов в СССР в годы ВОВ по качественным скрепкам в поддельных документах. Якобы советские скрепки ржавели, а немецкие - нет. Видимо, анекдот был взят за экономическую модель и в РФ. Растворитель D60, используемый типографиями, тоже плохого качества.
В результате зависимости от азиатских поставщиков стоимость производства книжной продукции в РФ выросла на 15–20%. Платить нужно за разрушенную логистику и высокие сроки поставки. Глупо считать азиатские страны «друзьями России». Говорит директор «Парето-Принт» Арсеньев:
"Наши партнеры из Азии не считают нужным давать привлекательные цены, понимая, что особых вариантов у нас нет».
Отдельное спасибо нужно сказать российскому руководству за ослабление курса рубля: цены на материалы идут в валюте. Несмотря на сдерживание цен со стороны типографий, до конца года книги могут подорожать еще, прогнозирует гендиректор издательской группы «Альпина» Алексей Ильин. Он обратил внимание на то, что рост цен на бумагу за год составил 20%, а на полиграфические услуги — 25–40%.