Христианская суть сказки «О рыбаке и рыбке»

Это интересно и полезно узнать детям и взрослым

Сказки сказывать мы станем…
православной старины!..
Слушать, так душе отрадно…
Кто придумал их так ладно?

А. С. Пушкин

ИХТУС Иисус Христос Божий Сын Спаситель 

Епископ Цалкинской епархии Грузинской Православной церкви Григорий (Кация) дал истолкование сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке».

Вся сказка пронизана христианской символикой, увидеть которую сложно тем, кто воспитывался на изоляции от нее в советское и российское время.
1. Старик со старухой жили 33 года - возраст Христа.
2. Землянка - подобие дома, вырытого в земле - символ человеческого тела, сотворенного Богом из земли  (см.: Быт. 2: 7).
3. Старик это ум человека, свободный и ищущий Бога.
4. Рыбка - символ христиан еще со времен первых гонений.
5. Море это жизнь человеческая, такие сравнения есть в Библии.
6. Старуха, сидящая дома - это ограниченное человеческое сердце, чувства.
7. Ищущий рыбу (Бога) в море (мирской суете) старик (ум) вытаскивал тину и траву морскую. В Библии трава - символ непостоянной суеты. "Человек – что трава, дни его, как полевой цветок, так и он отцветает" (Пс. 102: 15). "Ибо всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая – как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал" (1 Пет. 1: 24).
8. Золото - символ вечности и постоянства. Пойманная после многих трудов золотая рыбка - встреча с Богом.
9. Откуп, о котором говорит рыбка, – это напоминание об откупе за нашу бессмертную душу: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мф. 16: 26). Как же может откупаться всемогущая золотая рыбка, исполняющая любые желания и по своей воле попадающая в человеческие руки? Здесь аналогия с добровольными страданиями Христа от рук человеческих.
10. Суетные привычки и слабости измерили все по-своему:

"Старика старуха забранила:
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось"».
11. Корыто, в котором стирается одежда, это символ борьбы с грехами и очищения человека. «Общежитие, устроенное по Богу, есть духовная прачечная, стирающая всякую скверну и грубость и все безобразие души» (Слово 26, 170).

Ум и чувства человека не проявили благодарность и здравый смысл в обмен на дары Бога. У святого Исаака Сирина на эту тему сказано: «Слово о добродетели требует сердца, не занимающегося землею и близким с нею общением. В человеке же, которого ум утружден заботою о преходящем, добродетель не пробуждает помысла к тому, чтобы возлюбить ее и взыскать обладания ею» (Слово 1).

Как видите, это более полное и правильное толкование сказки, по сравнению с житейским, что подкаблучник справедливо страдал, потому что слушался сварливую жену, не уважающую его.