Есть ли в России «традиционные ценности»?

Что такое русские традиции?

Некоторые люди говорят и пишут о «традиционных ценностях» России, почти всегда не в силах пояснить, что они под этим подразумевают. Максимум, пояснениями даются гетеросексуальность и традиционная одежда, которую эти же люди и не носят. А что такое традиции?

Традиции это устоявшиеся правила жизни народа. Традиции включают в себя:

  • правила и ритуалы в важных обстоятельствах жизни – рождение ребенка, его взросление, свадьба, развод, уход на войну, ожидание воюющего родственника, смерть человека, постройка дома
  • рабочие, охотничьи, рыболовные традиции, в том числе метеорологические приметы
  • религиозные ритуалы
  • суеверия
  • сказки

Все эти части традиций я разберу в нескольких заметках. Начнем с суеверий.

Русские суеверия это смесь православных обычаев, жизнеописания святых, соединенные с языческими суевериями. К суевериям отношу и русскую мифологию – леших, кикимор, русалок, домовых и многих подобных существ. Чем являются эти существа? Даже выдумка должна иметь свое основание, ничто нельзя выдумать, не имея образцом нечто похожее. Наш разум работает с тем, что дают ему органы чувств из реального мира. Наделение стихий природы, животных, растений и других народов религиозным смыслом – дело древнее в верованиях всех народов.

Как пример, даже православная традиция признает существование псоглавцев – народа людей с песьими головами. В православии есть святой Христофор – псоглавец. О псоглавцах писали древние греки Гесиод, Геродот и другие; индийские, персидские, зулусские и китайские авторы. Анубис у египтян – бог с псовой головой. С псоглавцами воевал Александр Македонский. Архидьякон Павел Алеппский во второй половине 17 века участвовал в Москве в омывании мощей святого Христофора и трогал и видел собачью голову святого. Конечно, что-то в легендах одних народов это пересказ легенд народов других. Но масштабы и регулярность повторения таких историй приводят меня к мысли, что были народы с выраженными физическими отличиями от привычного нам облика человека. И эти народы отличались цветом кожи (шкуры), формой конечностей и лица (морды) и иными признаками от (например) русских или китайцев сильнее, чем (например) негры внешне отличались от русских или китайцев. Настолько сильно, что древние авторы, даже 3,5-4 века назад ясно писали, что у этих народов собачьи головы.

 святой Христофор

Что касается леших и русалок. Разные народы имеют разные способы жизни и добычи еды. Кто-то предпочитает равнины, кто-то глухие леса, кто-то осваивает реки и озера. Возможно, отчасти, суеверия об иных видах существ – русалках (нимфах) и леших это преувеличенные описания народов, которые были недружелюбны с предками тех, кто создавал о них суеверия.

 

Таким образом, русские суеверия, касающиеся иных биологических видов, наделенных мистической силой – это предания о других народах и об иных биологических видах, с которыми сталкивались наши предки.

Языческие боги, по моему мнению, в большей части это реально жившие люди, цари и герои нашего народа, память о которых сохранилась в тысячелетиях.

Религиозные суеверия в части мистических сущностей это приукрашенная, частично выдуманная, история общения наших предков с другими нациями и с другими биологическими видами людей, почти людей и иных видов.

Есть суеверия, не связанные с иными формами жизни. Такие суеверия – это простые ритуалы для душевного спокойствия и защиты от несчастий. Подкова над дверью для удачи, сплюнуть через левое плечо; не переходить дорогу, которую перешла черная кошка и тому подобные суеверия. Сейчас они выглядят надуманными, но имеющими свою логику. При этом они логически не связаны с реальной жизнью. Думаю, такими – надуманными – они и были тогда, когда появились. Фантазия человека увеличивается при стрессах, и психика требует простых ритуалов для успокоения. Для части людей суеверия это замена религиозной веры, которая требует дисциплины и знаний.

 



Источник фото: obzor




На эту тему: