По мнению экспертов, опустевшие площади будут отданы под склады маркетплейсов, станут заброшенными или уступят свое место под новое жилье
Специалисты Российского совета торговых центров бьют тревогу, по их данным фактически каждый второй ТЦ в России рискует обанкротиться или оказаться в затруднительном финансовом положении в самом ближайшем будущем. Уже сейчас на торги выставлено около двух сотен моллов – групп предприятий, имеющих единое управление или находящихся в одном здании, чье будущее во многом зависит от профессионализма управляющих этими торговыми площадями, места расположения и объемов площадей.
Основная причина финансовой ловушки, в которой оказались торговые центры – это непосильные кредиты, их с каждым годом выплачивать все сложнее. При строительстве большинства ТЦ владельцем берется кредит в банке, который нужно гасить. Как это сделать при снижении доходов пока что непонятно. За последнее время снизилось посещаемость торговых центров и повысилась задолженность по арендной плате. Все чаще, приходя в ТЦ, покупатели могут видеть удручающую картину, когда двери того или иного отдела или магазина закрыты в связи с освобождением торговой площади.
Кроме того, свою негативную лепту внесло и неэффективное управление, неправильная концепция торговли, высокая конкуренция, выражающаяся, в том числе, и в близком расположении похожих ТЦ друг от друга. Еще одним ударом стала и политическая нестабильность в мире, когда европейские санкции лишили российский рынок популярных западных брендов, не предложив никакой альтернативы. И это в то время, когда сфера торговли только начала оживать после периода пандемии.
Как отмечают эксперты, в торговой сфере остаются крупные игроки, мелкие либо закрываются вовсе, не выдерживая конкуренции, либо сливаются друг с другом, либо меняют место расположения, в поисках все более дешевой арендной платы, которая продолжает расти в силу необходимости, чтобы ТЦ мог существовать. В противном случае остается одно – успеть продать весь комплекс по пока еще приемлемой цене.
В связи с этим география торговых объектов, выставленных на продажу, растет с завидной регулярностью. Только в Санкт-Петербурге и Москве в текущем году количество объектов торговли на продажу выросло на 40-50%, чуть меньше торговых центров продается в других российских городах, среди которых, например, Уфа, Красноярск, Череповец. Цена на выставленные на торги моллы варьируются от 1 до 9 миллиардов рублей. И если еще несколько лет назад проблемные ТЦ удавалось спасать, оперативно находя нового собственника, то сейчас сделать это не так уж и просто.
«Для банка торговые центры – непрофильный актив. Хорошо если находящийся в предбанкротном состоянии ТЦ перейдет к другому девелоперу, имеющему финансы для реанимирования торгового объекта, хуже если торговый центр будет продаваться по частям или будет принято решение снести его или отдать под другие цели», - говорит член президиума Российского совета торговых центров Дмитрий Москаленко.
Как отмечают специалисты, часто в российских регионах небольшие ТЦ покупают по стоимости земельного участка, что означает неизменный снос объекта. Новый собственник после приобретения лота меняет категорию земель и уже строит на участке что-то другое, например, многоквартирные дома. Наибольшая угроза нависла в данный момент над мелкими районными ТЦ, которые были удобны в связи с близким расположением к жилым домам. Но практика открытия минимальных объектов торговли – бытовых и продуктовых магазинов в жилых домах стала губительна для таких ТЦ.
По мнению гендиректора консалтинговой компании «Этерна» Дмитрия Томилина, спасением торговых центров станет не только их локация, но и способность управляющего персонала быстро реагировать на меняющуюся ситуацию, новые обстоятельства и условия игры на рынке торговли.
Совсем неудачные ТЦ придется переформатировать, возможно, что освободившиеся помещения будут отданы, например, под склады набирающих популярность маркетплейсов или станут заброшенными бывшими объектами торговли, которым придется долго ждать, когда их переделают под что-то рабочее или же просто снесут за ненадобностью.