Еще в июне 2022 года на ПЭМФ в Санкт-Петербурге Касым-Жомарт Токаев высказался против нарушения его страной антироссийских санкций.
Президент Казахстана тогда заявил: «Санкции есть санкции. Тем более мы получаем уведомления о вторичных санкциях со стороны Запада». А спустя 3 месяца глава МИДа Республики Мухтар Тлеуберди подтвердил, что сделки между российскими и казахстанскими компаниями находятся под контролем США и Евросоюза. Поэтому в Казахстане создали правительственную рабочую группу, цель которой — не допустить негативного влияния на страну санкций, введенных против РФ, а также антиказахстанских санкций.
Из боязни санкций в Республике стали задерживать фуры с российскими номерами, которые перевозят товары из Европы. На местных таможнях от водителей теперь требуют специальные разрешения, какие обязан иметь любой иностранный перевозчик, передающий России товары.
После предупреждения от США и Евросоюза Народный банк Республики отказался принимать российскую карту «Мир».
А в июне 2022 года нефтегазовая компания Казахстана «NPC-Актобемунайгаз» переименовала свою нефть, поставляемую на экспорт через морские порты РФ, назвав ее KEBCO. Зачем? Чтобы ничто не связывало марку с продуктом российского производства. В самой компании такую трансформацию объяснили риском негативного влияния санкций против РФ на продажу казахстанской нефти. Кстати, нефть, в документах которой стоит «не произведено в России», можно дорого продать. И Казахстан планирует добиться для себя высокой продажной цены.
Тем более после введения восьмого санкционного пакета Казахстан опасается опалы со стороны ЕС. Ведь новый пакет предусматривает наказание компаний и граждан, которые помогают РФ обходить санкции. Поэтому 11 октября в Хельсинки (Финляндия) состоялась встреча межправительственной комиссии двух стран по вопросам экономического сотрудничества. На встрече обсуждались вопросы соблюдения европейских санкций против партнера Казахстана по ОДКБ и СНГ — против России.