Премьер-министр РФ сегодня более полутора часов разговаривал с журналистами, отвечая на вопросы об экономике и импортозамещении, о том, почему дальнобойщики должны платить за дороги, о повышении пенсионного возраста и прорыве в здравоохранении. Главные выдержки из речи Дмитрия Анатольевича — в материале.
О кризисе и бюджете
Антикризисный план правительства РФ сработал: падение производства и экономики удалось остановить, а также поддержать промышленность и сельское хозяйство (рост здесь от 2,5% до 3%). Индексацию пенсий тоже сумели сохранить, поддерживать банковскую систему будем и дальше. Нужно ли пролонгировать этот план — пока не известно.
Вряд ли можно назвать бюджет 2016 года оптимистичным, скорее, он реалистичный: инфляцию сможем снизить до 6,4% (она и так замедлилась), мы способны выйти на траекторию роста экономики.
Курс доллара сейчас стабилизировался, в бюджет заложен усредненный курс 63 руб. за доллар — в этих границах он и будет держаться.
Да, цены на нефть не радуют — они самые низкие за последние 20 лет, но в том, что экономика зависит от углеводородов, виноваты не мы — она такой стала еще 50–60 лет назад. Нам лишь остается вносить коррективы, сейчас наш бюджет уже зависит от нефти на 44% — это много, но раньше было и 60%, и 70%.
Министерство финансов пугает, что резервный фонд скоро истощится, но мы его для того и создавали, чтобы брать из него деньги, когда сложится такая ситуация, как сейчас. Мы и пополнять его продолжаем. А задача Антона Силуанова — нагнетать и пугать, драматизировать ситуацию, сгущать краски. Да, он плохой парень. В правительстве все роли распределены — есть хорошие и плохие парни. Вот я — хороший парень.
О военных расходах
Нельзя сказать, что военные расходы самые большие, мы подтянули их до мирового уровня. К 2020 году армию перевооружим на 70%. Вопросами безопасности и самообороны мы жертвовать не можем, если не будет вооруженных сил — страны же не будет. Это не главный приоритет, но необходимый.
Сколько стоит военная операция в Сирии, не скажу — это секрет. Лишь отмечу, что применение российских вооруженных сил укладывается в бюджет Минобороны РФ.
О здравоохранении
Бесплатная медицинская помощь останется, а тем, кто будет покушаться на святое, дадим по рукам и другим частям тела. Но менять систему надо продолжать, нормирование должно быть и гарантии.
За последние 7–8 лет в России выросли высокотехнологичные манипуляции в 10 раз, даже очереди на все это нет, и к тому же это бесплатно. Да, иногда надо покупать лекарства, но это всегда было. Конечно, и проблем полно — поборы, взятки в больницах. Мы об этом знаем. Жалуйтесь в вышестоящие органы на врачей — в Минздрав, например, и тогда проблемы решатся.
О налогах
Прогрессивное налогообложение вряд ли стоит вводить сейчас, к тому же с президентом решили, что в ближайшие годы налоговую систему не трогаем вообще. А больше налогов уже платят те, кто покупает дорогую недвижимость и автомобили.
Введение в России подоходного налога в 13% — это одно из лучших решений правительства, благодаря этому в нулевых годах практически исчезли серые схемы, которые были в 1990-х. Все понимают, что проще платить налоги, чем не платить совсем и потом за это отвечать.
О госаппарате
Расходы на госаппарат раздуты, это так. Госаппарат — вещь такая: только отвернулся в сторону, он уже разросся. Надо контролировать, мы уже несколько раз его сокращали. Вот в 2016 году аппарат правительства РФ сократим на 10%, расходы на госслужащих, в том числе на их пенсии и отпуска (они и так отдыхают больше, чем другие). И надо отучить чиновников ездить на дорогих машинах — только если за свой счет.
Также региональные власти должны на местах решить, у людей спросить, нужны ли льготы пенсионерам-госслужащим, стоит ли назначать выдающимся чиновникам пожизненное содержание.
О пенсии
От накопительной части пенсии не откажемся. Да, мы ее замораживаем, но уверен — люди от этого не страдают, ни на общем объеме, ни на текущем исполнении пенсионных обязательств это не сказывается. Граждане получают полную часть пенсии и будут получать и дальше.
О повышении пенсионного возраста — вопрос открытый, пока никаких решений не принято.
Вообще, продолжительность жизни у нас растет: благодаря медицине, спорту и отказу от вредных привычек. Женщины у нас вот молодцы, в среднем теперь живут до 76 лет, мужчинам тоже нужно подтянуться.
О санкциях и импортозамещении
Из-за санкций мы живем только за счет своего развития, без западных заимствований — это и хорошо, и плохо. Но мы развиваемся, хоть и живем хуже, чем хотели бы. Зато экономика доказала свою самодостаточность, что немаловажно.
Конечно, введение российских контрсанкций повлияло на рост цен, но не сильно — это просто кризисное явление, а не результат ответных мер.
Импортозамещение работает, полок пустых в магазинах нет. Нам уже удалось поднять сельское хозяйство, развивать химическую промышленность, судостроение, двигателестроение. Фармацевтический кластер вырос на 13%: кто-то, конечно, заявляет, что импортные лекарства лучше. Ну, это вопрос ощущений.
Туристическая отрасль у нас пока плохонькая: более-менее — в Краснодарском крае, хуже — в Крыму, но ничего, будем развивать. Вот на развитие Крыма выделим 700 млрд руб. К тому же, у нас большая страна, можно и в других местах отдыхать.
Об Украине
Украина долг в $3 млрд не вернет, потому что в правительстве там — жулики. Мы просили помощи у западных партнеров, чтобы они помогли нам этот долг получить — даже на рассрочку были согласны. Но ни США, ни Европа не дали никаких гарантий за Украину. Это говорит лишь о том, что никто не верит в ее платежеспособность. А невыплата долга ведет к дефолту.
Также 1 января 2016 для Украины закончится льготный режим торговли с Россией: тариф вырастет с 3% до 9%. Мы целый год добивались того, чтобы соединить существующие правила в отношении зоны свободной торговли СНГ с правилами ЕС, но так ничего и не достигли. Кроме того, РФ введет санкции в отношении продовольствия Украины.
Об авиаотрасли
После ухода «Трансаэро» и запрета полетов в Турцию и Египет авиаотрасль не схлопнется. «Трансаэро», конечно, жалко, но не надо было просто накапливать столько долгов. Цены на авиабилеты будут расти, потому что конкуренция уменьшилась, но у нас нет цели оставить один «Аэрофлот». Надо развивать льготы и маршруты, а НДС на воздушные перевозки снизятся с 18% до 10%.
О «Платоне»
Во-первых, нельзя заявлять, что все дальнобойщики бастуют: 700 тыс. уже зарегистрировалось в системе «Платон» — а это те, кто выполняет 85–90% всех перевозок. Конечно, новые платы никому не нравятся, но идея эта правильная, которая должна быть доведена до логического конца.
Дальнобойщикам нужно привыкнуть за все платить, все равно это включается в сумму товара, и сами перевозчики за это не платят, да и цена-то маленькая. Все в России дороги ругают, а грузовики на них влияют больше всего, вот пусть и платят.
О коррупции и расследовании ФБК о генпрокуроре
Антикоррупционное законодательство в России — современное, хоть и ситуация пока не очень хорошая. Расследования — были, есть и будут, главное, чтобы объективными были. Если сейчас власть никак не отреагировала на расследование ФБК, это не значит, что и не ответит никогда. Надо все изучить и действовать в правовом поле.
О самом главном
Железного занавеса не будет, Россия не собирается ни от кого закрываться и изолироваться.
Год был трудным, но прямо скажу: все будет хорошо! С наступающим Новым годом!
Источники фото: Антон Буценко, архив