Вадим Деньгин, Госдума РФ: «Думаете, иностранцы просто так скупают интернет-порталы? Наивные. Это атака!»
Накануне Владимир Путин подписал закон об ограничении участия иностранного капитала в российских СМИ — с 1 января 2017 года доля их участия не должна превышать 20%. Один из авторов законопроекта Вадим Деньгин убежден, что эти ограничения позволят ослабить целенаправленную атаку, которой сейчас подвергается Россия, но при этом признает, что закон можно достаточно легко обойти.
— Вы продвигали закон об ограничении иностранного участия в СМИ, который подписал Владимир Путин. Допустим, сейчас всех иностранных владельцев СМИ обяжут переводить их под контроль российских собственников. Что помешает им подойти к вопросу формально? Никаких коренных изменений не произойдет.
— Тут надо сразу сказать, что у таких СМИ есть время до 1 января 2016 года, а потом еще до 1 января 2017 года. Сколько еще воды утечет, сколько будет обсуждений, круглых столов, где будут присутствовать и представители отрасли, где будет хороший диалог и с иностранными инвесторами. Так что я считаю, что проблем вообще никаких нет.
— Никаких проблем: закон просто прибавит работы юристам иностранных медиакорпораций. Они немного подумают, предложат несколько схем обхода этого закона и выставят боссам счет. Те его оплатят и забудут об этом проекте.
— Схемы и сейчас понятны. Они могут работать, например, по франшизе. В итоге СМИ не будут принадлежать иностранцам. И это нормальная схема.
|
---|
Вадим Деньгин убежден, что чаже если иностранцы сохранят долю в российских СМИ, то их влияние на редакционную политику будет минимизировано. |
— Но цель не достигнута: иностранный владелец как влиял на редакционную политику — так и будет влиять.
— Нет, его влияние будет минимизировано донельзя. Не каждый же готов отдавать организацию на аутсорсинг российским гражданам. Так что иностранцам будет удобнее ограничиться 20 процентами, а не переводить бизнес на российских граждан. Надо ведь понимать, что новый российский собственник может начать выпендриваться, работать так, как считает нужным, и не слушать иностранцев.
Закон можно обойти. Но я далек от мысли, что они станут это делать. Хотя сейчас СМИ, у которых есть иностранные владельцы, в один голос заявляют, что никто на них не давит, что они в глаза не видели инвесторов. Но ведь это миф! Давление есть.
— То есть вы считаете, что иностранцы покупают редакции, чтобы давить?
— Да, я так думаю. Давайте абстрагируемся и поймем: работает компания, занимается глянцевыми изданиями, но тут вдруг решает приобрести общественно-политические порталы. Далеко за примерами ходить не надо — есть «Хёрст Шкулев Медиа», которая купила НГС, E1. Пример из другой сферы. Я уверен: если газета «Ведомости» напишет о чем-то не в том ключе, то иностранные инвесторы скажут им, что они не тем заняты и не так отражают события, не тот ракурс выбрали.
— Следуя вашей логике, получается, что E1.ru сейчас полностью под контролем иностранного менеджмента, в том числе редакционная политика?
— Абсолютно! А как по-другому? Если он будет что-то писать не так, распространять не ту информацию, собственники обязательно обратят на это внимание! Влияние — такая же цель, как и получение прибыли.
|
---|
Вадима Деньгина удивляет, что иностранная компания, которая до недавнего времени занималась исключительно глянцем, стала вдруг скупать популярные интернет-порталы. |
— Мы же сейчас говорим не о нарушении уголовного кодекса, а о подборке тем, тональности… верно?
— Да. Разве вас не удивляет, что в последние год-полтора иностранный капитал скупал в большом количестве популярные интернет-издания. Информплощадки, на которые заходит масса народу. Какую информацию они там получают? Извините, но не надо делать из нас дураков! Сегодня какую информацию вы даете людям — так они и мыслят. Если в течение года вплетать те или иные темы, то человек будет сторонником этих позиций.
— Вы мониторите сайты, которые сейчас принадлежат американской Herst?
— НГС, конечно, смотрю, Е1 — реже. У меня нет собственной службы мониторинга или пресс-секретаря. Анализ региональной повестки требует много времени. А у меня его мало.
— Вы заметили какое-либо изменение в редакционной политике после их продажи иностранцам?
— Пока я не задаюсь вопросом, как именно меняется редакционная политика. Меня больше интересует, почему контора, которая всегда занималась глянцем, гламуром, развлекательной жизнью, вдруг почему-то начинает скупать в большом количестве заметные общественно-политические сайты? Попробуйте сами задать себе этот вопрос — и смысл что-то обсуждать пропадет сам собой.
|
---|
«И поверьте мне… на Россию идет целенаправленная атака» — считает Вадим Деньгин. |
— Для вас всё настолько очевидно?
— Конечно. И поверьте мне… на Россию идет целенаправленная атака. Разве вас не поражает засилие гадости в интернете? Я сейчас не говорю об ущемлении свободы слова. У нас можно писать про всех: про меня, про вас, про президента, про кого угодно. Пожалуйста, пиши. Но пиши правду. Не передергивай, не ври, не искажай факты, не манипулируй. Делай свою работу качественно. Или отвечай.
Несмотря на то что в последнее время принято много ограничивающих законов — о мате, клевете, экстремизме, многие ресурсы продолжают работать исключительно на негатив. И я не понимаю тех людей, которые этого не видят.
— Допустим, закон вступил в силу и тот же Виктор Шкулев перевел бизнес на франчайзинговую схему. Станет ли легче российским контролирующим органам влиять?
— Вы правы в том смысле, что Шкулев пойдет по этому пути, он мне сам об этом говорил. Тут важно другое: в этом случае у иностранцев будет меньше влияния на СМИ, чем сейчас или в случае владения 20 процентами акций СМИ.
Источник фото: Facebook* Вадима Деньгина
*Организация запрещена на территории РФ