Кризиса нет. Все ли хорошо накануне выборов?

ВрИО губернатора Олег Кувшинников, намеревающийся в сентябре идти на выборы, объявил, что экономический кризис в области закончился, и экономику региона ждет скорый подъем. Наш корреспондент выяснял, так ли это на самом деле.

Вместо роста — падение

Напомним часть цитаты теперь уже бывшего (и, вероятно, будущего) губернатора по поводу недавней досрочной отставки: «Два с половиной года регион жил по принципу «затянуть пояса потуже», делая все возможное для того, чтобы сбалансировать расходные и доходные статьи бюджета. Время жестких антикризисных мер прошло. Мы приступаем к новому этапу: воплощению в жизнь долгосрочной стратегии, основанной на диверсификации экономики, созданию точек роста во всех районах Вологодчины. Это приведет к увеличению наполнения бюджета за счет налога на прибыль к 2020 году от 5 до 10 миллиардов рублей».

Несмотря на столь оптимистичный прогноз, реальность все-таки подсказывает: пока нет признаков того, что экономика области резко пойдет в рост. Так, на днях агентство «РИА рейтинг» подвело итоги социально-экономического развития регионов в 2013 году. В сравнении с данными 2012 года Вологодская область рухнула вниз на рекордные 11 мест — с 32-го на 43-е.

Но важен даже не сам факт, а причины такого падения. Они весьма прозаичны: региону не хватает инвестиций в экономику, чтобы покрывать расходы, особенно от традиционно главного сектора промышленности — металлургии. Приток денег уменьшился на угрожающую величину - более чем вдвое. «Лидер падения инвестиций – Вологодская область с результатом 38.7% к уровню прошлого года. Причина – снижение инвестиций Северстали», - недвусмысленно комментируют авторы рейтинга.

И пока не видно, как Вологодская область сможет получить недостающие инвестиции, ведь по-настоящему крупных проектов на ее территории с начала 2014 года запущено не было. Хотя до обещанного 2020 года, конечно, время еще есть.

Деньги ваши? Будут - наши

Еще один показательный момент — область крайне неохотно расстается с деньгами даже тогда, когда по идее обязана закрывать свои финансовые обязательства. Ярким примером на прошедшей неделе стал скандал с одним из крупных российских банков, кредитовавшим вологодские птицефабрики. Что случилось с ними — известно: череповецкая фабрика, похоже, прекратила работу, шекснинская чудом избежала банкротства, но до прежних объемов производства ей очень и очень далеко.

А тем временем упомянутый банк потребовал выплаты 485 миллионов рублей по гарантиям правительства области и — беспрецедентный для России случай! - обратился в суд за взысканием этих средств. Заметим, кстати, что это — кредиты, взятые еще до Кувшинникова, в 2009-2011 годах, а ведь птицеводство накачивали кредитными деньгами и позднее. Первое заседание суда по этому делу, на котором речь пойдет о самом первом займе 2009 года (150 миллионов рублей), назначено на 5 июня.

В правительстве, впрочем, возражают, что банк не соблюдал формальную процедуру требования по возврате долга. «Постановлением правительства области от 25 марта 2014 года требование платежа признано необоснованным и не соответствующим условиям гарантии. Принятие указанного постановления не является отказом в удовлетворении требований банка по исполнению обязательств по гарантии... Повторного обращения к правительству области с соблюдением всех условий бюджетного законодательства и договора о предоставлении государственной областной гарантии не направлялось», - прокомментировали в департаменте финансов области.

Однако создается стойкое впечатление, что областные власти затягивают выплаты банку из-за банальной нехватки денег в текущем бюджете. Если это действительно так, то в нынешний и последующие годы Вологодчина рискует еще плотнее сесть на «кредитную иглу», а при таких раскладах, понятное дело, не до перестройки экономики и создания «точек роста».

Олег Нечаев