Сегодня мы публикуем вторую часть интервью с мэром Череповца.
— Вадим Евгеньевич, будут ли дальнейшие кадровые изменения на муниципальных предприятиях?
— Возможно. Все будет зависеть от результатов работы предприятий. Мы все наемные менеджеры и нужны, пока даем результат.
— Но результат оценивают, с одной стороны, горожане, с другой — губернатор.
— Конечно, есть показатели, по которым нас оценивает губернатор. Некоторые мы, к сожалению, не выполняем. Например, по объему ввода жилья. В Череповце ежегодно должно сдаваться по 150 000 квадратных метров жилья, а в этом году этот показатель будет на уровне 110 000. А как достичь 150 000? Создавать застройщикам условия: строить сети, обеспечивать мощности по энергоресурсам. Эти задачи нужно срочно решать в ближайшие годы.
— Как Вы оцениваете состояние жилищно-коммунального хозяйства Череповца? Что требует наибольшего внимания?
— Например, дворы — на твердую тройку. Мы их делаем, но работы там еще много. Много дворов с ямами, с припаркованными на газонах машинами. Жизнь меняется, и этому надо соответствовать. Сегодня практически у каждого есть машина.
— Дворами начал серьезно заниматься Олег Александрович Кувшинников в бытность мэром.
— Да, и у нас в городе многое делается из того, что начинал он. Кстати, и новый мост тоже. Во-первых, у нас был огромный плюс — наличие подготовленного проекта. Во-вторых, губернатор решился начать проект без федеральной поддержки. 16 миллиардов — бешеные деньги. Он начал, и вот результат — через 1,5 года мост будет готов. Набережную от Ягорбского моста начинал строить тоже он.
— Там еще был проект дороги между мостами. Сейчас решили остановиться на пешеходной набережной.
— Да, там будет спуск к воде, причальные стенки, гостиница появится. Просто мы никак не можем договориться по дизайну и этажности здания. Есть историко-архитектурные ограничения, а вывести эту зону из статуса особой исторической территории нереально. Это годы работы и огромные деньги.
— В продолжение темы ЖКХ — какова ситуация в «Спецавтотрансе»?
— Технически предприятие оснащено неплохо. Была проблема с чисткой снега на тротуарах, ее решили. Зарплату работникам подняли, сделали условия более привлекательными, а то техника стояла из-за отсутствия водителей и трактористов. Люди потихоньку приходят, кто-то остается, кто-то уходит в силу вредных привычек. Да, мы ужесточили контроль над трактористами и водителями. Сейчас добавим еще датчики подъема щеток, чтобы знать, просто так трактор ездил или чистил город. Все это привязано к оплате труда.
— Ранее был проект велодорожек по всему городу. Он будет реализован?
— Прежний проект, когда просто рисовали белую линию на тротуаре и говорили, что это велодорожка, «не заходит». Пока дана команда — все новые улицы проектируются уже с велодорожками, парки тоже. Аналитики говорят, что за велосипедами и самокатами будущее. На всех новых улицах будут основные дороги, велодорожки и тротуары.
— Будет ли скейтпарк за Дворцом металлургов?
— Да. Очень хотим обустроить его в следующем году. Пока петербургской фирмой готовится проект. К новому году он будет готов. Потом начнем привязку к месту. Инвестором станет город, это не частный проект.
— Разметка при съезде с Октябрьского моста вызвала споры. Есть ли решение по ее изменению?
— Есть разные мнения. Одни благодарят, потому что машины стали просто «пролетать» по Октябрьскому проспекту прямо. С другой стороны, все отметили, что при повороте налево на Раахе начала копиться очередь. Мы сейчас понаблюдаем и позже примем окончательное решение. Тем более, что эта разметка за зиму сотрется. Если она «не зайдет», то вернемся к старому варианту. Мы умеем признавать ошибки.
— Что еще хотите поменять в городской транспортной логистике?
— Мы хотим с улицы Раахе обустроить дополнительную полосу для поворота на мост. Чтобы не было по утрам таких пробок как сейчас. Еще есть перекрестки в Заречье, где могут быть заторы с пуском нового моста. Это Победы-Архангельская и Архангельская-Краснодонцев.
— Там же от Победы идут только две полосы.
— Можно сделать третью. Вместо ладьи, скорее всего, будет светофор. Он там «просится». Скорее всего, на Архангельской надо добавлять еще одну полосу.
Об оптимизации
— Больше половины бюджета расходуется на социальную сферу. Есть ли резервы для оптимизации?
— Бюджет города превысил 10 миллиардов рублей. Из них на развитие идет чуть больше 2 миллиардов. На работу социальной сферы расходуется 70% городского бюджета. Это зарплаты, функционирование школ, детских садов, учреждений культуры и спорта. Главное сегодня — активнее входить в федеральные программы. Государство предлагает интересные проекты и средства на их реализацию.
— То есть оптимизации и сокращений больше не будет?
— Сокращения — это всегда болезненно. Внутренняя оптимизация будет всегда, но ждать сегодня прорывных идей пока сложно.
— В мэрии оптимизация проходила еще до вас.
— Да, она и сейчас идет. Сегодня такое правило — без разрешения мэра новые сотрудники на работу не принимаются. Если освободилось место в штате, то прием на работу сотрудника осуществляется только после согласования со мной. Курирующий этого сотрудника, заммэра, должен мне сначала доказать, что этот человек нужен. И только потом мы принимаем решение на основе опыта, образования и т.д.
— Навигаторы здесь работали?
— Да, и больше пока не будут. Мы сами неплохо этому обучены и знаем разные методики. Лучше навигаторов (смеется).
— Какова сейчас штатная численность мэрии?
— Около 300 человек. Это муниципальные служащие: сотрудники управлений, отделов и т.д.
О команде и преемнике
— Окончательно ли сформирована ваша команда?
— По заместителям — да. Уровнем ниже новые управленцы ещё придут. То, что прошел год, не значит, что обновления не будет, будут точечные замены. Это постоянный процесс.
— Как Вы сами оцениваете свою команду? Практически она и была сформирована под Вас еще до Вашего прихода.
— Нет. Только Дмитрий Лавров и Артем Дмитриев пришли раньше. Это не команда под меня. Просто Елена Осиповна Авдеева в свое время попросила помочь найти сильных управленцев, молодых, энергичных, которые бы помогли городу. Вот мы их и нашли. Нельзя говорить, что еще за год до моего прихода сюда, мы что-то знали и создавали свою команду. Когда я предложил перейти в мэрию Дмитрию Лаврову первым заместителем, у меня даже мыслей не было, что сам сюда приду.
— То есть это совпадение?
— Я бы сказал, мне очень повезло. Когда я пришел в мэрию, здесь уже были Лавров и Дмитриев, которых я отлично знаю. В принципе, я знал и Маргариту Полунину и Александру Гуркину. Встречался на мероприятиях с Натальей Стрижовой. Лично знал всех заместителей мэра, но не с точки зрения профессиональных данных и возможностей в работе. Оказалось, что здесь много профессионалов.
— Готовите ли Вы себе преемника?
— Да. На «Северстали» так было принято. Причем он должен быть не один, а минимум два. А лучше три. Я сегодня вижу и готовлю двоих.
— Это люди с «Северстали»?
— Люди, работающие сегодня в мэрии. Понятно, что первый зам — первый преемник. Есть и еще один, на которого мы смотрим и начинаем готовить. Нас на «Северстали» научили, что нужно иметь двух уже готовых и двух молодых на перспективу. Впервые в мэрии в декабре будут проводиться кадровые комитеты, как на «Северстали». На комбинате эта система работает давно. Каждый заммэра будет рассказывать, каких двух людей он готовит себе в преемники. А потом будем спрашивать то же самое и с начальников управлений. И именно эти люди, преемники, должны оставаться за руководителя на время его отпуска, командировки или, не дай Бог, болезни.
— А сейчас кто остается за ваших замов?
— Сейчас замы часто в отпуске «сидят на телефонах» и частенько участвуют в совещаниях. А они должны уходить хотя бы на 2 недели и отдыхать. Звонок только в чрезвычайном случае.
— Отпуска больше двух недель не даете?
— У нас больше и не берут. Сейчас динамика изменений такова, что за месяц ты многое пропустишь.
— А вы тоже в отпуске на телефоне?
— Нет, меня не тревожат. Но рабочие вопросы решаем. Команда создана хорошая, сильная.
Алексей Богомолов