Вадим Германов: В мэрии меня приняли настороженно

.

Мэр Череповца дал большое интервью порталу Gorodche.ru.

Вадим Германов стал мэром Череповца 1 ноября 2019 года. А ровно год назад, 29 октября, его единогласно утвердили депутаты городской Думы. О том, как его встретили в администрации, о вероятности новых ограничений по COVID, об экономической ситуации и безработице в городе, а также о новых директорах с «северсталевской» культурой — наш разговор, приуроченный к годовщине его работы.

 — Вадим Евгеньевич, как Вас год назад приняли в мэрии, что было сложнее всего на первом этапе? Где сложнее — на «Северстали» или в городе?

 — В коллектив приходит новый руководитель. Конечно, его принимают настороженно. Всегда пугает неизвестность, новые требования. Но мы сработались, здесь отличная команда, люди, душой болеющие за свое дело. Я не могу сказать, что, например, в городе сложнее, чем на «Северстали». Скорее — много нового опыта. На «Северстали», где я проработал много лет, все было понятно. Там отлаженная система, отличная команда и выстроенные процессы. С приходом в мэрию, первым делом стал разбираться, как убирается город, как организована работа общественного транспорта, что необходимо сделать, чтобы наши горожане не стояли по 40 минут на остановке в ожидании автобуса. При этом нельзя сосредотачиваться только на чем-то одном. Сферой ЖКХ город не ограничивается. Культура, образование, спорт — во всех сферах городской жизни есть, что улучшить и главное — есть потенциал для роста.

 — Какова сейчас экономическая ситуация в городе? Есть ли новые угрозы в связи с распространением COVID-19?

 — Не сказал бы, что есть какие-то страшные угрозы. Но городской бюджет теряет доходы, и нас это не радует.

 — Кстати, каково состояние городского бюджета — есть ли дефицит, будут ли дополнительные займы? Насколько серьезна просадка по доходам в этом году?

 — Во втором квартале мы потеряли 185 миллионов рублей, НДФЛ и прочие налоги и сборы. Пока прогнозируем, что по итогам года городской бюджет недосчитается около 400 миллионов рублей доходов. Конечно, это много, однако, мы смогли избежать самого пессимистичного варианта, при котором потери бюджета превысили бы 800 млн., т.е. четверть от собственных доходов.

Дополнительные займы брать не будем. На 1 января 2020 года муниципальный долг составлял 245 миллионов рублей. Мы планируем закончить год на этом уровне.

Нам очень помогло решение Президента о кредитовании пострадавших отраслей экономики. Город получил 216 миллионов рублей. Самый большой кредит выдан Автоколонне № 1456- 69 млн. Весной и летом пассажиропоток упал на 70%. Мы «возили воздух», вдвое сократили число рейсов, а зарплату водителям и кондукторам платить же нужно.

 — Кто будет гасить этот кредит?

 — Условия кредита таковы: если на предприятии нет сокращений, налоги платятся в полном объеме, то кредит списывается. «Электротранс» получил на таких условиях 32 миллиона. Эту поддержку федеральное правительство оказывало и пострадавшим отраслям в частном секторе.

 — Оглядываясь назад, на начало пандемии, все ли было сделано правильно?

 — Мы сделали все возможное. Часто спрашивают, все ли было сделано правильно? Я считаю, что все. Губернатор принимал на первый взгляд сложные непопулярные решения, но это помогло нам выстоять. Первая волна пандемии отличается от того развития событий, что мы наблюдаем сегодня. Весной мы видели внешнюю угрозу. Были выставлены блок-посты, палатки на вокзалах. Была задача — пресечь завоз вируса из других областей и стран. Сначала людям просто температуру термометрами измеряли, потом поняли, что надо тестировать по-настоящему. Сейчас другая ситуация: вирус внутри города, закрытие границ, отмена поездов не принесут желаемого эффекта.

 — Возможен ли возврат ограничений, введенных в городе весной этого года? Например, возобновление работы постов?

 — Сейчас смысла в них нет. Теоретически возможно их развернуть буквально за сутки. Вопрос — зачем? Ситуация изменилась, теперь болезнь внутри города.

 — Какова в городе ситуация с занятостью, уровень безработицы? Есть ли разница по сравнению с периодом начала пандемии?

 — Сейчас в городе официально зарегистрировано 8532 безработных, или 5,04%. Вроде бы много. Но у нас есть 1115 заявок на общественные работы, в том числе 405 в коммерческих организациях и 710 — в муниципальных. Так вот, из 8532 безработных только 136 пришли в МУПы и 160 — в коммерческие организации. Среди вновь зарегистрированных безработных много людей, которые решили встать на учет для получения выплат, о которых объявил наш Президент. Для многих это и послужило стимулом встать на учет в центр занятости.

 — Будут ли изменения в плане приватизации муниципального имущества, учитывая, что торги идут не очень хорошо? Есть ли в городе свободные земли и помещения для сдачи в аренду и продажи?

 — Учитывая снижение налоговых поступлений, задача комитета по управлению имуществом — обеспечить максимально возможное наполнение бюджета за счет аренды, продажи земли и зданий. Кстати, с этой задачей комитет неплохо справляется.

 — Давайте перейдем к городской жизни. Будет ли застройка за улицей Олимпийской между улицей Командарма Белова и проспектом Победы?

 — Да. Мы сейчас рассматриваем строительство большого жилого квартала в 26 микрорайоне. Там планируется многоэтажная застройка. Рядом будут детский сад и школа. Приходит инвестор, берет на 10 лет участок под комплексную застройку. В итоге город получит микрорайон с готовой инфраструктурой. Кроме дорог, проездов и тротуаров там еще обязательно будет сквер. Мы сейчас все кварталы будем строить так.

 — Что будет с ГСК № 517, где железные гаражи?

 — Их мы трогать не планируем. За ними проложим дорогу, дальше будет жилой квартал. Гаражи пока останутся. Представьте, тысячи гаражей, у многих там кессон, что-то хранится и т.д. Если бы мы сейчас были готовы предоставить людям где-то рядом другой участок, то может быть, но нового такого участка нет.

 — Все ли противоречия разрешены по Пуловскому лесу?

 — На мой взгляд, противоречия сняты. Сейчас завершается разработка проекта мелиорации, там кругом вода. Дорожки отсыпаны крупным шлаком, будет еще граншлак, чтобы нашим горожанам было удобно ходить. Губернатор, спасибо ему, разблокировал часть средств по проекту «Светлые улицы Вологодчины». Мы намерены до конца года поставить там новые опоры и сделать освещение. И зимой накатать лыжню, плюс появятся скамейки. Будущий Пуловский парк станет удобным и приятным местом для прогулок и отдыха.

О новых директорах, не матерящих работников

 — Как Вы оцениваете ситуацию в АК 1456 и МУП «Электротранс» — есть ли изменения с приходом новых директоров? Требуют ли предприятия дополнительных затрат из бюджета?

 — На мой взгляд, ситуация изменилась. Первое, развитие предприятий. В первую очередь обновление парка. Второе, внутренние процессы. Третье, забота о людях. Везде приняты решения о повышении зарплаты. Если бы мы срочно не занялись автоколонной, её ждала бы печальная участь. 1 ноября 2019 года в городе работали всего 55 муниципальных автобусов из необходимых 250. Сейчас потихоньку ситуация выправляется. У нас есть четкое понимание по обновлению парка за счет двух федеральных программ. По программе «Безопасные и качественные автодороги» ко Дню города придут 17 газовых автобусов ЛиАЗ, плюсом к 25 подаренным городу Губернатором в прошлом году. И в этом году мы вновь выиграли конкурс «БиКАД» и ждем еще 35 автобусов в 2021: 17 — автоколонне и 18 — частным предприятиям. Условия хорошие: 60% затрат субсидирует государство.

МУП «Электротранс»

Дальше мы ждем следующей федеральной программы — «Чистый воздух» с полным финансированием от государства. Там у нас тоже свои планы на автобусы и трамваи. Когда наши горожане спрашивают, на что мы будем покупать трамваи (обычный стоит около 50 миллионов, а удлиненный 65), я отвечаю: «За счет федеральных программ, объявленных нашим Президентом».

Что сделали новые директора? Они принесли на предприятия культуру «Северстали». Это означает, что начальник не может нецензурно выражаться и обижать своих работников, он должен создать условия, в которых людям будет комфортно работать. И, конечно, платить людям достойную зарплату. С этим в нашей транспортной сфере всегда были проблемы, поэтому народ оттуда уходил на другую, более высокооплачиваемую работу. Сейчас ситуация меняется. Зарплата и в автоколонне, и в «Электротрансе» будет ещё повышаться.

 — Коллектив на их стороне? Обычные работники им верят?

 — Сначала коллективы не верили. Я приехал в «Электротранс» сразу после отставки предыдущего директора. Меня ждал трудовой коллектив, человек 30–40 разгневанных женщин. Первые полчаса нашей встречи я просто стоял и молча выслушивал все, что они думают про мэрию, бюджет и т.д. Дескать, денег ни на что нет, у вас просили, вы не даете, новых трамваев не будет, зарплату не поднять, и зачем вы убрали нашего любимого директора. Потом наступил мой черед, я рассказал, что примерно будет. Вопрос, который не забуду: «Что, придет человек с «Северстали», который будет относиться к нам как к быдлу»? Я спросил: «С чего вы взяли?». Ответ: «Да мы знаем!», а через 3 недели я представил нового директора, и как-то все пошло по-другому. На следующей встрече все были настроены позитивно. Начались конкретные предложения: например, поставить светофор на перекрестке Победы-Олимпийская. Кстати, он к концу года появится. Официально объявили срок повышения зарплаты — с 1 октября. Кстати, её не поднимут управленцам, которым она была почему-то поднята ранее.

Читайте во второй части интервью — о кадровых изменениях в МУПах, подходу к кадрам и оптимизации в мэрии, о расходах на социалку, о проекте велодорожек и скейтпарке, а также о новой разметке за Октябрьским мостом.

 

Алексей Богомолов