Новый зам мэра дал большое интервью о жизни и о себе
Новый вызов, который я принял…
— В каком состоянии духа находитесь спустя два месяца после назначения?
— Наверное, я бы назвал это состояние рабочим. Я понимаю, что впереди очень много дел. Конечно, чуть напрягает то, что работа новая и немало таких моментов, которые мне неизвестны. С другой стороны, когда есть работа — это всегда хорошо, хуже, когда ее нет. Примерно в таком настроении я и нахожусь.
— Почему приняли это предложение — перейти на довольно сложную должность, на которой надо иметь железные нервы?
— Во-первых, мне интересно. Когда на работе ты относительно все знаешь, все понимаешь, все процессы так или иначе подконтрольны, как правило, через некоторое время тебе становится скучно. По крайней мере, так бывает у меня. И когда такое состояние приходило, обычно именно в это время что-то менялось в жизни, открывалась какая-то новая дверь. Откровенно скажу, что после выборов в Заксобрание области, проходивших в 2016 году, на «ТПЗ-Шексна» я заскучал, стал чувствовать некое однообразие. Прошло буквально несколько месяцев, и меня пригласили работать в районную администрацию. В районе проблем хватает, я не успел потерять интерес, работая там, как меня пригласили в мэрию. Я решил, что здесь будет еще интереснее, и не ошибся. Для меня это приглашение стало новой планкой, новым вызовом, который я принял.
— Вы амбициозный человек?
— А что мы понимаем под амбициями? Если мы говорим о выполнении рабочих задач, то, пожалуй, ответ «да». Если мы говорим о моей карьерной лестнице, то однозначный ответ «нет». Я никогда не стремился занимать позицию выше и не делал для этого ничего. А если обсуждать личную жизнь, то тоже ответ «нет». Если мне интересно выполнять задачу, то, наверное, и цели я ставлю амбициозные. Если нет этой вовлеченности, то зачем и начинать?
— А в чем ваши сильные стороны как руководителя?
— Думаю, что в грамотной коммуникации с людьми. Все результаты, которых удалось достичь — и мне, и коллективу под моим руководством, — стали возможны только по той причине, что у меня получилось наладить эффективное взаимодействие с людьми и вовлечь их в мою проблематику как руководителя. Я очень люблю и ценю людей, которые готовы что-то менять и действовать. И таких я всегда поддерживаю.
— Руководителю, чтобы увлечь людей и они вникали в его задачи, нужно обладать, на мой взгляд, некой харизмой. При вашей должности насколько важно иметь такое качество?
— Харизма, на мой взгляд, это врожденные качества человека. Это может быть его внешность, речь или даже комплекс достоинств. Мне кажется, что харизма находится в одной плоскости, а я работаю в другой. Есть такой термин «эмоциональный интеллект». Думаю, что эмоциональный интеллект здесь больше работает, чем личная харизма руководителя. Конечно, хорошо, когда она есть, но не более того… Что я подразумеваю под эмоциональным интеллектом? Способность управлять своими эмоциями и распознавать и управлять эмоциями других людей — в положительном ключе. Чтобы работать с эмоциональным интеллектом, нужно иметь хорошую интуицию, как минимум желание слышать и понимать людей. Ведь все, что находится на уровне ощущений, очень тяжело вывести на терминологию. Главное, что тот, кто этим процессом управляет, все должен привести к результату.
— Скажите, пожалуйста, что в людях больше всего цените? Чем восхищаетесь?
— Вовлеченностью в дело. Желанием сделать чуть лучше и чуть больше, чем требуют. И очень мне не нравится, когда люди целенаправленно предоставляют мне недостоверную информацию. Если человек обманывает и я об этом знаю, то зачастую я не могу дальше работать с ним. И я всегда говорил об этом. На производстве все знали, что соврать Матросову — хуже греха нет. Люди все разные, и я готов работать со всеми, и, в принципе, у меня получается, но вот по этому пункту у меня галочка. Ложь возводит уровень недоверия в такую степень, что уже становится невозможным дальнейшее сотрудничество. Иногда получалось и после выстроить диалог, но в большинстве случаев — нет.
От природы я довольно стрессоустойчивый
— В какой семье вы родились и насколько отец с матерью повлияли на ваше личностное становление?
— Безусловно, они оказали очень большое влияние. Отец долгие годы и по настоящее время работает на «Северстали», мама была начальником штаба УВД, на пенсию вышла в звании полковника. Родители старались вложить в меня не только знания, но и свой жизненный опыт — рассказывали, как бы они поступили в той или иной ситуации. Первое, что меня убеждало, это их личный пример. Второе: я стремился соответствовать их ожиданиям. И третье: меня много чему учили в жизни. Думаю, что все эти три фактора сыграли свою значимую роль.
— А профессию вы как выбирали, помните?
— Первая моя специальность — специалист по ремонту компьютеров. На «Северсталь» меня привел временной график. На третьем курсе я учился на вечернем факультете (на юриста — прим. авт.), пары у меня начинались с 17 часов. И мне нужна была работа, после которой я бы успевал на занятия. Поэтому я работал с 7 утра до 4 часов дня, а потом бежал на лекции. Когда я получил диплом юриста, то честно пытался устроиться работать в правоохранительные органы. Но в те времена мне предложили зарплату в 8 000 рублей, а я уже работал мастером и получал за 40 000 рублей.
— То есть от юриспруденции судьба отвела? Наверное, потом юридические знания вам не раз пригодились как руководителю?
— Потом очень сильно пригодились. Особенно когда директором работал на «ТПЗ-Шексна». Когда случился экономический кризис, в конце 2008 года, я ушел из цеха гнутых профилей «Северстали» — был в моей жизни такой непростой период, о котором я не люблю вспоминать. Вот тогда, когда какое-то время у меня не было работы, я испытал полнейшую неопределенность... Потом я устроился учеником электросварщика на «ТПЗ-Шексна».
— Но от ученика электросварщика до руководителя большой путь. Кто вас там разглядел?
— В то время там работал директором по строительству Александр Александрович Корнев, с которым мы трудились вместе еще в цехе гнутых профилей. Можно сказать, что я сам попросился к нему на работу. И вот с тех пор все более-менее наладилось.
— Ожидали ли вы тогда, в 2008 году, что станете руководить сферой ЖКХ в городе?
— Если бы мне еще два года назад сказали, что через год буду первым заместителем главы Череповецкого района, то я бы ответил: «Да зачем мне это надо?» А вопрос ведь в чем? Последние года полтора я нахожусь в атмосфере постоянных изменений. Это, конечно, создает определенный дискомфорт, но не более того, так как в этой меняющейся атмосфере очень интересно жить.
— Как вы справляетесь со стрессами?
— Я стрессоустойчивый... Я могу понервничать, но в целом врожденная стрессоусточивость у меня повышенная. И я все-таки стараюсь давать себе отдых. Конечно, предел у меня тоже есть. И как правило, когда такой предел наступает, то я изолируюсь от общества — уезжаю на рыбалку туда, где нет сотовой связи и людей, кроме тех, что приехали вместе со мной. Потому что определенный отдых все равно нужен. Если его самому себе не сделать, то потом лучше не будет. Я пробовал, и было не очень хорошо.
— Где любите ловить рыбу? Как часто вы туда ездите?
— Люблю рыбачить на Рыбинском водохранилище. Частота поездок зависит от ситуации. Могу две-три недели не выезжать, но, если сильно захотелось, поеду на вечерку и буду ловить.
Привлекает природа, отдых, тишина… Раньше еще увлекался фотографией, но сейчас на это не хватает времени. Фотоаппарат лежит дома, иногда беру его в руки, но такое случается все реже и реже.
— Дома по хозяйству успеваете что-то делать?
— Дома практически ничего не успеваю, если только по выходным. Какие-то домашние обязанности — это не ко мне. Приходится заниматься работой, сначала одной, теперь вот другой.
К зиме морально готов…
— Но вернемся к работе. Вам удобно в классическом образе?
— На «Северстали» я носил спецовку, а теперь сменил ее на пиджак. Честно скажу, я очень не люблю галстуки. Я в шутку называю их сбруей. Второй день хожу без галстука, и так хорошо. Что касается дресс-кода, есть вещи, как я сказал, которые мне не нравятся, но так или иначе дресс-код дисциплинирует. Это как минимум. И если он нужен только для этого, то это уже неплохо.
— Все-таки хочу о перспективе спросить. Какие задачи ставите на год?
— Если мы говорим про жизнь в ближайшее время, то выглядеть это будет так: пять дней в неделю — в режиме «ушел, когда дети еще спят, и пришел, когда уже спят». После этого выходные, и снова по кругу. Если с точки зрения работы — ее точно будет много, и она точно будет интересной. Мне, как заместителю мэра по ЖКХ, поступает много информации. Разной. И я сейчас в этом информационном потоке пытаюсь сориентироваться, выплыть.
— Плывете наслаждаясь или время от времени вас накрывает волной?
— Ну, иногда накрывает, но ненадолго. Но я об этом никому не говорю, кроме вас. И я думаю, что это будет месяца три как минимум длиться. Есть масса задач с точки зрения формирования будущего бюджета, повышения эффективности подведомственных организаций и т. д. Но, по сути, в повестке два главных пункта. Во-первых, надо досконально разобраться в нюансах порученной мне сферы. Во-вторых, сформировать систему работы, которая будет результативна.
— Я вам, наверное, не открою секрета, если скажу, что в ноябре-декабре у вас начнется очередной «шторм», когда в домах у кого-то по каким-то причинам не будет тепла. Насколько вы морально готовы к зиме?
— Чисто психологически я очень хорошо воспринимаю критику, если она конструктивна. Если люди говорят по делу, тем более делают какие-то предложения по улучшению ситуации, то вообще супер. Понятно, что сфера ЖКХ — самая критикуемая, а руководитель сферы ЖКХ — тот, кого надо, извините, расстрелять, посадить и тому подобное. Я в своей работе научился абсолютно здраво воспринимать конструктивную критику и просто не воспринимать все остальное. Жизнь меня этому научила. Так что короткий ответ: к зиме морально готов.
— Самым большим бизнес-планом для нас все-таки является сама жизнь. В ближайшее время вам много внимания предстоит уделять работе и гораздо меньше — семье. Как вы с такой ситуацией миритесь, она для вас нормальна или нет?
— Она не вызывает у меня психологического дискомфорта, потому что я четко осознаю свои действия и их последствия. Ведь каждый из нас, выбирая какую-то дорогу, прекрасно понимает риски этого жизненного пути. Так или иначе, это был мой выбор, я знал, что у меня не будет большого количества свободного времени, но был согласен на это, приняв такое решение. И короткий тезис о сознательности выбора приводит меня к душевному комфорту. «Не нравится, — могу я себе сказать, — так иди слесарем работать, будет больше свободного времени». Так что на сегодняшний день мой выбор меня устраивает. Нам, конечно, всегда хочется большего — отдыхать подольше, зарабатывать побольше и т. д. И это нормально, потому как это — жизнь.
Досье:
Матросов Илья Вадимович
Родился 18 ноября 1985 года в городе Череповце.
Образование высшее:
• в 2007 году окончил Современную гуманитарную академию, бакалавр юриспруденции по направлению «юриспруденция»;
• в 2012 году окончил Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, квалификация «менеджер» по специальности «менеджмент организации».
Трудовая деятельность:
• с 2004 по 2005 год — специалист филиала ООО «Гарант-плюс Вологда»;
• с 2006 по 2009 год — вальцовщик, мастер участка цеха гнутых профилей ОАО «Северсталь»;
• с 2009 по 2012 год — электросварщик, бригадир, мастер, начальник участка ЗАО «Северсталь Трубопрофильный завод — Шексна»;
• с 2012 по 2013 год — заместитель генерального директора по экспертной работе ООО «Северсталь Трубопрофильный завод — Шексна»;
• 2014 год — генеральный директор ООО «Северсталь Трубопрофильный завод — Шексна»;
• с 2015 по 2017 год — генеральный директор ООО «Северсталь ТПЗ — Шексна» филиала «Российская сталь» в г. Череповце АО «Северсталь Менеджмент»;
• с 2017 по 2018 год — первый заместитель главы Череповецкого муниципального района;
• с июня 2018 года — заместитель мэра города Череповца.
Личная жизнь: женат, двое детей.
Текст: Елена Боронина
Фото: Анастасия Капустина
Источник фото: А.Капустина