Артем Кузнецов, конькобежец: «С сочинским льдом найдем общий язык»

Олимпийская надежда Сочи-2014 рассказал о том, кого возьмет на Олимпиаду и шоколадных медальках Кубка Мира

Конькобежный спорт в Вологодской области - на особом положении. В том смысле, что наибольших успехов на Олимпиадах добивались именно представители этого вида, собственные воспитанники. Так олимпийскими чемпионами становились Сергей Фокичев, Николай Гуляев, а Иван Скобрев, чье становление прошло благодаря известному череповецкому тренеру Александру Калинину, завоевал две медали на последних Играх.

Иван сейчас бегает за Хабаровский край, а у нас зажглась новая «звездочка» - Артем Кузнецов. Сейчас он является одним из лидеров в мировом конькобежном спорте на дистанции 500 метров. Недавно Артем стал победителем одного из этапов Кубка мира, опередив всех сильнейших. На днях он на шесть дней, в перерывах между подготовкой к Олимпиаде, заглянул на родину, в Череповец.

Это был удобный момент, чтобы пообщаться с олимпийской надеждой. Пресс-конференция с Артемом Кузнецовым и Александром Калининым прошла в мэрии Череповца.

О начале карьеры

- Я жил недалеко от спортивной школы на улице Верещагина в Череповце. Получается, что просто туда пришел, как обычный ребенок. И у меня было шесть тренировок в неделю: я ходил на самбо и на коньки. Все дни были заняты, и надо было что-то выбирать. Получилось так, что в самбо я проиграл отборочный турнир на чемпионат в Кострому среди ребят своего возраста, расстроился очень сильно и … остался в конькобежной секции. Хотя бороться мне очень нравилось. Но одна неудача заставила меня бросить самбо. В конькобежном спорте я получал еще много неудач, но ничего. У меня довольно долго не было успехов - до двадцати одного года никаких значимых достижений. Потом так сложились обстоятельства, что я каким-то образом с мест во втором десятке стал вторым в России.

О подготовке к Сочи

- Часть работы, чтобы попасть в Олимпийскую сборную, к сегодняшнему дню мы уже проделали, неплохо выступив на четырех этапах Кубка Мира, прошедших в Канаде, США, Казахстане и Германии. По итогам этих этапов я иду на шестой позиции в общем зачете. Причем в Казахстане мне удалось в одном забеге на 500 метров выиграть, в другом прийти третьим. На недавнем этапе в Германии я финишировал пятым и девятым, но результаты были очень плотные, и от пьедестала меня отделила маленькая ошибка.

Уже сейчас есть предварительные списки сборников на Олимпиаду, но официально они будут утверждены только после чемпионата страны, который и будет отбором на Игры. В принципе, мне достаточно будет попасть на нем в тройку лучших, чтобы не было ни у кого вопросов. И начать уже готовиться к Сочи.

А на чемпионат Мира в Нагано решено не ехать: слишком тяжело даются десятичасовые перелеты в Азию и адаптация. Тренерский совет решил, что лучше все силы кинуть на подготовку к Олимпиаде.

О тренировках в Череповце

- Люблю бегать от Гритинской горки до Городища. Обычно так и делаю зимой. Но в этот приезд еще не бегал. Тренируюсь на стадионе «Металлург». Там есть тренажерный зал, мне этого хватает.

О Кубке Мира

- В Казахстане мы бежали в паре с Дмитрием Лобковым, десятикратным чемпионом страны, у которого с 2002-го года никто из наших выиграть не может. Мы не боролись, а просто бежали на результат, следя за тем, чтобы не сделать ошибок. И в итоге получилось очень достойно. Результаты, показанные нами, не мог превзойти никто из соперников.

Причем в Казахстане выступали абсолютно все сильнейшие. Дмитрий, проиграв мне, очень огорчился после забега. В нецензурной форме. Конечно, ему было не очень приятно проиграть менее опытному и более молодому. Но Диме уже тридцать два года, он участник четырех Олимпиад, и он справляется. (Улыбается). Эмоции были очень сильные не только после победы, но и после третьего места на следующий день. Потому что я бежал в последней паре, а это большая ответственность. Выиграть снова не удалось: уж как-то слишком быстро пробежал победитель.

А в Берлине у меня в первый день соревнований была небольшая проблема с коньком. И я прибежал пятым, проиграв третьему месту всего две сотых секунды. Причем, когда бежал, знал, что если опережу своего соперника по забегу, то точно буду в призах. Но уступил ему буквально пятнадцать сантиметров. А вот второй день я допустил ошибку в повороте и стал девятым. Если бы не ошибся, был бы на пьедестале.
На Олимпиаде победитель будет определяться по результатам двух забегов, и выиграет тот, кто сможет справиться со вторым забегом; тот, у кого будет стабильность. Потому что первый забег еще можно выиграть на эмоциях, а вот на втором начинают играть нервы.

О сочинском льде

Сочинский лед мы уже неоднократно попробовали. Бегали там уже четыре раза. В том году он мне, конечно, очень не нравился. (Улыбается). Потому что я сам был в плохой форме, и на том льду ничего не получалось. А этим летом было уже гораздо лучше: лед катил. Я думаю, сейчас мы с ним окончательно найдем общий язык, и в феврале будет все хорошо.

О том, кого возьмет на Олимпиаду

Скорее всего, со мной поедут мама и моя сестра. Друзья, наверное, не смогут: довольно недешевое это удовольствие пожить в Сочи во время Олимпиады и походить на соревнования. Каждый спортсмен-участник Олимпиады может взять с собой только двоих родных и близких человек, кому будет оплачено проживание и выданы билеты. Важно ли мне, чтобы перед стартом был рядом Сан Саныч? (Александр Калинин - ред.)
Честно говоря, мне перед забегом нужно, чтобы как можно меньше народа было рядом со мной. Чаще всего я уже за день до старта просто закрываюсь в себе. Ведь все, что было можно, уже сделано, и остается только довериться себе, выйти на старт и как можно чище пробежать дистанцию.

Об учебе

Зачеты и экзамены, пока я учился в университете, были для меня не дополнительным напряжением, а как раз разгрузкой от спорта. Сейчас нахожу другие способы. А в принципе, учеба меня не сильно озадачивала. Я не напрягался особо. Вот когда напрягался, я учился на «красный» диплом. Это было на первых двух курсах университета. Потом пришлось пересмотреть ценности, и, по сути, я доучивался. Диплом защитил на «три».

О гимне России

Слова гимна России я знаю. Но, моясь в душе, конечно не пою. Если же я удостоюсь чести подняться на пьедестал, то, конечно, спеть его смогу. Но на Кубках Мира гимны не играются, и мне не приходилось его исполнять.

Об ошибках

В прошлом году я сам себя перегрузил, перетренировал. Я не слушал советов ни Сан Саныча, ни докторов, ни тренеров, ни Скобрева. Я просто тренировался, хотел большего, выкладывался на сто процентов на каждой тренировке и летом загнал себя. А потом мой уставший организм всю зиму «отдыхал». Мне не помогало ничего: ни снижение нагрузок, ни то, что двадцать дней я вообще не вставал на коньки. Все было бесполезно.
Учитывая прошлогодние ошибки, сейчас я тренируюсь процентов на 75 от того, что я могу и что я хочу. Я доверился тренерам. 

О детском спорте

Надо, чтобы наши спортивные власти больше доверяли детским тренерам. Ведь тренер видит потенциал ребенка, а ребенок в данный момент пока еще не показывает результат. Но надо оберегать талант. А наш спорт основан та том, чтобы выжать максимум из подростка-спортсмена. И никого не интересует, что с ним будет, когда он станет юниором, а потом и взрослым. Он уже выжат, у него уже не справляется нервная система. И так мы просто очень много талантов губим уже на начальном этапе. За границей такого, естественно, нет. Там подросток можно спокойно взрослеть в спорте и не думать, что ему кровь из носа надо показать результат сию минуту. До какого-то уровня он доходит и уже начинает бороться. А мы тратим все резервы подростка еще в детском возрасте.

О коммерции

С радостью бы вел работу над заключением спонсорских контрактов. Но у меня нет таких предложений. В принципе, в конькобежном спорте в России подобные предложения есть только у одного спортсмена - Ивана Скобрева. Ни у Дениса Юскова, ни у Ольги Фаткуллиной, которые, как и Иван, тоже являются чемпионами Мира, спонсорских контрактов нет.

Коммерческих стартов у нас нет вообще. А недавно дело дошло до того, что за победу на этапе Кубке мира в Германии людей награждали… шоколадными медальками. Мы не поняли, как это вообще можно такое! Ведь это серьезное соревнование - Кубок мира! Ведь должна же оставаться у победителей какая-то память. А букет цветов и шоколадные медальки, пусть и с надписью «World Cup» - совсем не то! И, естественно, не выплачивается никаких призовых.

Эдуард Абрамов.

Источник фото: архив