Анатолий Николаевич Алябьев - первый вологжанин, ставший олимпийским чемпионом на Зимних Играх. Это поистине легендарный спортсмен, прославленный биатлонист.
Две золотые медали и одну бронзу он завоевал в 1980-м году на Играх в Лэйк-Плэсиде, победив в индивидуальной гонке на 20 километров и в эстафете, и став третьим в спринте.
Сейчас полковник запаса, профессор Анатолий Алябьев живет в Санкт-Петербурге, преподает в двух вузах, но Вологодчину не забывает и каждый год приезжает сюда на Открытое первенство области по пневматическому биатлону. Которое, кстати, проводится в биатлонном центре, построенном на малой родине Анатолия Николаевича в Верховажском районе и при непосредственном его участии.
Мы вместе с великим спортсменом вспомнили о его победах и поговорили о перспективах наших биатлонистов на Олимпиаде в Сочи.
«Жаль, что тогда не давали флаг на финише»
…Жили мы в Лэйк-Плэсиде в Олимпийской деревне, бывшей тюрьме, - рассказывает Анатолий Николевич. - Но она была переоборудована под хорошую гостиницу. В свободное время играли в карты. К нам в гости частенько заходили хоккеисты, и Саша Тихонов (Александр Тихонов, легендарный советский биатлонист - ред.) играл с Борисом Михайловым, а я - с Валерием Харламовым.
Тринадцатое число стало для меня счастливым. Именно в этот день, 13 февраля, проходила гонка, где я стал олимпийским чемпионом. Признаюсь, самочувствие тогда у меня было не очень хорошее: сказалась акклиматизация (мы уже три недели находились в ЛэйкПлэсиде).
Правда, по ходу дистанции я чувствовал, что могу прибавить, но тогда это сказалось бы на стрельбе. И я решил просто держать свой темп бега, а особое внимание уделить именно стрельбе, отыгрывая проигрыш по дистанции на огневых рубежах. Надо сказать, что мне была поставлена задача победить, и это, конечно, психологически давило. Так, на последнем огневом рубеже я знал, что выигрываю у ближайшего преследователя, не сделав до этого ни одного промаха. Но последний выстрел я не смог сделать за сорок три секунды: погода была очень тяжелая, и меня так колотило от волнения, что ноги подгибались.
Дважды я пытался нажать на курок. На тех винтовках для этого нужно было сделать усилие двести граммов, но жму-жму и не могу выжать - боюсь, а секунды бегут… До этого мне сказали: отстреляешься без промаха - можешь выиграть. Но сколько было случаев, что вот так под руку ляпнут - и человек ошибается. Однако в конце концов выстрел был удачный, и я побежал к золотой медали. Вот чем мне запомнилась эта гонка.
Через несколько дней у нас был спринт. Но там Ульрих из ГДР был очень хорош. Он был самым быстрым по бегу и даже со штрафом победил, а я финишировал третьим. Двадцать второго февраля, то есть накануне Дня Советской армии, мы бежали эстафету. За день до старта нас пригласили в домик, который в Олимпийской деревне снимал Спорткомитет. Там жило спортивное руководство и тренеры. Когда мы приехали в гости в этот домик, они сварили нам картошечки. Мы посидели, попили крепкого чайку. Такая была домашняя атмосфера!
…Меня поставили на завершающий, четвертый этап эстафеты. По мнению тренеров, я был самым выдержанным. Мне пришлось бежать вместе с очень опытным немцем из ГДР - Решем. Когда стартанул, чувствую: лыжи немного подтупливают, смазчики не угадали немного со смазкой. Но зато на подъемах они нормально держали. Ну, думаю, главное, чтобы держание было хорошее.
Прихожу на огневой рубеж, стреляю стоя: раз! - мимо, второй раз - мимо. Думаю, что ж такое-то! Ведь за несколько часов до гонки пристрелял нормально винтовку. Я ничего не стал менять, крутить мушку, просто начал прицеливаться чуть пониже мишени и стал попадать. На «лежке» у меня уже проблем не было. Разрыв с командой ГДР на финише у нас составил более пятидесяти секунд. К сожаленью, финишировать, держа в руках наш флаг, не удалось. Тогда этого не было. Но, конечно, та победа очень приятна.
За выдержку на последних этапах эстафеты Анатолия Алябьева называли «Железным Феликсом». |
«У Цветкова есть очень хорошие шансы»
- Оцените, пожалуйста, шансы на попадание в олимпийскую сборную уроженца нашей области биатлониста Максима Цветкова. И если он попадет, то, как по вашему мнению, он может выступить?
- Конечно, я пристально слежу за биатлоном и Максимом в частности. На предолимпийской неделе, что проводилась в марте в Сочи, я с ним разговаривал. К сожалению, на тех соревнованиях на одной из дистанций он упал и травмировался. Но сейчас он уже тренируется со сборной командой.
Конечно, очень большую конкуренцию ему составят другие наши кандидаты для поездки на Олимпиаду: и Логинов, и Малышко, и Чудов. Будет очень интересная борьба за попадание в окончательный состав сборной. Но шансы у Максима очень хорошие. Более того, скажу, что те, кто в первый раз попадает на Олимпиаду, обычно неплохо выступают.
- В одном из интервью вы сказали, что в Сочи наша биатлонная сборная завоюет две золотые медали…
- Я считаю, что мужская сборная должна завоевать минимум две медали. И еще одну принесет женская. Например, у мужчин будет очень сильный состав в эстафете. Олимпиаду мы не можем провалить, как это было на прошлом Чемпионате мира. Я оптимист и считаю, что в Сочи у наших биатлонистов будут и золотые, и серебряные, и бронзовые медали.
Домкрат, Феликс, Адвокат…
- В свое время вас, как утверждает Википедия, называли Домкрат, Железный Феликс, Адвокат. Почему?
- (Смеется). Домкратом меня начали называть, когда я был еще студентом, учился в Вологодском педагогическом училище. Мы жили в Молочном, и однажды надо было что-то тяжелое перетащить. Тренеры попросили нас перенести, по-моему, какие-то плиты. Ну, подошли к ним мои сокурсники: раз, два - а поднять не могут. Подошел я - взял и попер. И вот один из сокурсников и сказал: ну, ты как домкрат!
Так это прозвище и прицепилось ко мне на несколько лет.
Прозвище Железный Феликс я получил позднее - за выдержку на соревнованиях. Я уже говорил, что за крепкие нервы мне доверяли последние этапы эстафет.
Адвокатом же меня стали называть, когда я стал работать преподавателем в Военном институте физкультуры. На нашей кафедре одно время была не очень дружелюбная атмосфера, какие-то группировки. Я же для себя решил, что не буду входить ни в одну из них. Был просто мирным, вежливым со всеми.
- На протяжении нескольких лет вы возглавляли кафедру лыжной подготовки и ускоренного передвижения ВИФК. А чем занимаетесь сейчас?
- С 2002 года я не начальник кафедры, уволился в звании полковника, до этого став кандидатом педагогических наук. Но на кафедре я остался профессором. Дополнительно преподаю в институте имени Лесгафта, являюсь членом Совета Союза биатлонистов России.
Построить центр помог Мутко
- Как развивается ваш Центр лыжного спорта и пневматического биатлона в Сметанино?
- Мне очень приятно, что нас поддерживает губернатор Олег Кувшинников. Большую поддержку мы ощущаем и от начальника департамента физической культуры и спорта области Сергея Фокичева, тоже олимпийского чемпиона. Он молодец! Приезжал, кстати, к нам в центр в Сметанино на Открытое первенство Вологодской области по пневматическому биатлону.
Сметанино - деревня, где живут 800 человек, и я там родился и вырос, это от Вологды еще 240 км. Далекая глубинка… Мы открыли там комплекс в 2009 году. Кстати, помог тогда нам в этом министр спорта Виталий Мутко - он отправил в деревню 5,5 млн. руб. Такой вот комплекс построили - 350 кв. м. Теплые раздевалки, душевые - для девочек и для мальчиков отдельно, туалеты теплые, буфет, медпункт. Судейская там же расположена, хорошая. На улице - перекладины, турники. Стадион лыжноиатлонный. Он, конечно, не мирового уровня - чисто областной. Дистанция оборудована, 3,5 км круги, ребята бегают и стреляют. Там еще до открытия комплекса соревнования проводились. А я девять лет подряд туда езжу, призы привожу. Ну, а как без этого?
Я считаю, что живем один раз, и поэтому обязательно нужно помогать. Детишки соревнуются, народу собирается много, человек полтораста. Открытое Первенство Вологодской области по пневматическому биатлону проводим дважды в год: в марте и в октябре.
Приезжают и из Архангельской области, из Питера этой весной приезжали. Из Ярославской области просились, Костромской, Владимирской. Но там жить негде просто. Сделали мы гостевой домик, на 10 человек. Архангельских разместили, а больше никто уже и не поместился. С помощью федеральных и региональных властей мы планируем сделать хорошую роллерную трассу. Моя задача - помочь деньгами, лыжами, прочим инвентарем. Что я и делаю. Меня очень радует, что в моей родной Вологодской области биатлон начинает выходить из забвения.
Справка:
Анато́лий Никола́евич Аля́бьев (12 декабря 1951, дер. Данилково, Верховажский район, Вологодская область, РСФСР, СССР) - советскийбиатлонист. Олимпийский чемпион. Заслуженный мастер спорта СССР (1980). Закончил Военный институт физической культуры в Ленинграде (1981). С 1984 - на кафедре лыжной подготовки и ускоренного передвижения ВИФК. Как тренер участвовал в подготовке сборной команды России по биатлону на Олимпийских играх и чемпионатах мира (1990-1998). Им подготовлено 43 мастера спорта, 3 мастера спорта международного класса и 1 заслуженный мастер спорта. Кандидат педагогических наук (1997), профессор (1998). Имеет более 30 научных работ. Полковник запаса. Награжден 6 медалями России, орденом Трудового Красного Знамени (1980) и норвежской медалью «За развитие мирового спорта» (1981). Член совета Союза биатлонистов России.
Эдуард Абрамов.
Источник фото: ИТАР-ТАСС