Спортивный врач — одна из самых важных профессий в спорте. В ХК «Северсталь» уже девять лет спортивным врачом работает Дмитрий Богдашевский.
До Череповца он двадцать лет трудился в ЦИТО (Центральном институте травматологии и ортопедии). Уже из «Северстали» Дмитрия Ростиславовича приглашали работать в сборную. В череповецком клубе он, по собственному утверждению, и травматолог, и психолог, и… педиатр.
— Дмитрий Ростиславович, какая спе-цифика у спортивного врача — в отличие от того, который, скажем, работает в поликлинике?
— Я многопрофильный врач. Должен быть специалистом в разных областях медицины. Моя специальность — травматолог, но приходится заниматься практически всем. Это и профилактика, и лечение, и питание хоккеистов — все в одном лице. Но травматология — наверное, самая важная специальность у спортивного врача.
|
— А какую специальность можно поставить на второе место?
— Здесь нельзя что-то ставить на второе, что-то на первое. Ведь приходится быть даже педиатром, потому что у хоккеистов есть дети, и они тоже болеют. Вообще, ребята обращаются со всем: и если ребенок заболел, и если жена вдруг рожает. Понятно, что я роды не принимаю, но устройство в роддом, получается, на мне. Конечно, это не входит в мои обязанности, но чисто по-человечески я не могу не помочь.
— Какими человеческими качествами должен обладать спортивный доктор? Наверное, вы должны быть хорошим психологом?
— Я к ним отношусь как к своим детям. Поэтому я обязательно должен находить с ними общий язык, где-то можно погладить, где-то наказать. Со всеми своими душевными болячками ребята прежде всего приходят к врачу. Они делятся со мной своими радостями и невзгодами.
|
— Вы на каждом матче стоите у бортика запасной скамейки. Видно, как вы болеете за ребят, и, бывало, даже вступались за кого-либо из наших хоккеистов, если драка происходила у этого бортика.
— Я переживаю за них очень сильно. Раньше случалось, что и на площадку выбегал во время потасовки. Это неправильно и плохо заканчивалось для нашей команды. Я обязан быть нейтральным.
— А можете ли вы оказать врачебную помощь хоккеисту противоположной команды?
— А как же! И не раз такое бывало. Я же клятву Гиппократа давал. Поэтому я не только могу, но и обязан помочь, и не только хоккеисту, но и любому человеку. Это даже не обсуждается. И есть какие-то вещи, когда моему коллеге из другой команды сложно справиться одному. Например, травматологию я знаю лучше. Да нет ничего зазорного, если и я позову коллегу на помощь.
|
— А кроме травм, какие самые популярные болячки у хоккеистов?
— Простудные заболевания. Потому что постоянно приходится переходить из тепла на холод и наоборот. И одной из важнейших вещей в моей работе является профилактика этих заболеваний: иммунизация, прививки, таблетки.
— Все помнят рекордный по продолжительности матч с «Локомотивом» в прошлогоднем плей-офф. Как вы восстанавливали после него хоккеистов?
— Когда идет плей-офф, все играют на морально-волевых качествах. Поэтому как остановиться? Только хороший сон, хорошая еда, хороший отдых. Другого ничего не придумаешь. Есть, конечно, восстановительные мероприятия медицинского характера. Если через день летаешь, перелеты по всей стране, напряженный график игр — то как восстановиться? Будем это называть спортивным питанием. Сюда входят и витамины, и минералы, и белки, и углеводы. Сейчас в арсенале спортивных врачей есть витамины, которые способствуют восстановлению после больших физических нагрузок, помогают увеличивать выносливость, достигать высоких результатов.
— Довольно длительное время вы были врачом в сборной России по хоккею, работали с известными хоккеистами. Есть какие-то особенности работы со звездами?
— Да все они совершенно нормальные, обычные люди! Повторюсь, главное — найти общий язык. И все разговоры типа «этот плохой, а этот хороший» — для меня ерунда. Да, бывают иногда какие-то особые обстоятельства, но они происходят в каждом коллективе. И в основном все наши ребята, которых называют звездами, очень душевные и добрые люди.
Текст: Эдуард Абрамов
Фото: Павел Кулешов