Журнал "Глянец" побывал в гостях у мужчин-парикмахеров
По волнам социальных сетей гуляет шутка. «Ну и дурак же я был, пошел учиться на строителя после школы, — сетует некто. — Судя по тому, что происходит вокруг, нужно было идти на парикмахера».
Точно подмечено. «Глянец» встретился с пятью череповецкими парикмахерами-стилистами, которые пожертвовали карьерами строителей и металлургов (юристов и экономистов) и еще в 90-е годы, когда ассортимент стрижек рядовой парикмахерской Череповца умещался на одном листе бумаги, увидели перспективу причесочного направления. И сегодня, когда мужчины ходят на завивку, а женщины постоянно меняют образы, хорошие мастера нарасхват. И они отнюдь не бедствуют. Впрочем, те мужчины-парикмахеры, с которыми мы встретились, взяли в руки ножницы и машинки не ради денег, а во имя чистого искусства и творчества.
«Люди рождены для красоты, и очень приятно ощущать свою причастность к этому», — сказал один из героев нашего проекта. Сейчас мужчин-парикмахеров в Череповце уже немало, а еще десять лет назад мы бы с трудом собрали эту великолепную пятерку. К ним приходят, их любят, к ним записываются персональные клиенты, их больше не боятся.
Однако их и сегодня выделяют из толпы коллег. Но если в молодые годы, выпавшие у большинства наших героев на лихие 90-е, им случалось слышать от клиентов: «Мужчина? Только не к нему», то сейчас гораздо чаще раздается: «А у вас есть мужчина-мастер? Запишите к нему». Многие клиенты, в большинстве своем женщины, убеждены, что мужчины — лучшие парикмахеры. Миф сродни тому, что мужчины — лучшие врачи и повара.
Говорят, представители сильной половины человечества более подкованы и последовательны и к созданию прически подходят буквально с научной точки зрения. «Это так?» — поинтересовались мы у наших героев. И, конечно, засмущали их. «Как сказать... Среди женщин тоже много хороших мастеров», — скромно отвечают они. У каждого из мужчин-парикмахеров свой путь в профессию, но у всех есть что-то общее. Все начинали в юности со стрижек для родственников и друзей канцелярскими ножницами. Каждый из них, объявив семье о том, что выбрал дорогу в жизни и на этой дороге жужжит машинка и пахнет одеколоном, испытал насмешки (к слову, почти все наши герои, вопреки распространенному мнению о стилистах, люди семейные, а некоторые — многодетные отцы). Все они пробивали свое место в профессии — удивление окружающих, недоверие и шуточки клиентов... Но все преодолели.
Виктор Копнинов. Салон красоты «Европа»
Став мастером, первых клиентов искал среди своего окружения. Со своими друзьями в основном работал бесплатно, нужно было набраться опыта. Считал, что это инвестиции в новых клиентов и новые знакомства.
Сначала я был исключительно женский мастер и только лет восемь-девять назад стал стричь мужчин. С женщинами интереснее работать, больше разнообразия.
Какой клиент лучший для меня? Отвечу так: постоянный. С ними проще работать, общаться, творить. К счастью, у меня их довольно много, несколько десятков. А когда начинал, мужчин-мастеров было мало, многие удивлялись тому, что мужчина может быть парикмахером. Сейчас, оглядываясь назад, могу сказать: то, что я мужчина, мне скорее помогло состояться в профессии, нежели помешало. В этом была экзотичность, и это привлекало людей. Мне нравится, как все складывается. Мы с женой открыли свой салон, о котором давно мечтали.
Максим Колпаков. Студия красоты «ИНОАР»
- Все началось с того, что я окончил курсы парикмахеров. Пришел я туда в 15 лет. В группе было двое представителей сильной половины человечества — я и мужчина лет 35, который искал себя и ходил с курсов на курсы. Потом у меня была другая школа, третья, четвертая… Так и продолжаю.
Вообще я с детства тянулся к творчеству. Ходил в художественную школу с первого класса, рисовал. А в девятом классе занятия в «художке» закончились, стало скучно, появилось свободное время. Этим же летом я пошел учиться на парикмахера, и, как сейчас понимаю, к этому меня подтолкнула «художка». Я был модный парень. Даже не то чтобы модный, неправильное слово, скорее экспериментирующий: на себе перепробовал все, что можно. Делать самому себе прически возможно, конечно, но кто-то другой сделает это лучше. И очень жалко, что голова не отстегивается и ты не можешь с ней поработать. Со временем моя страсть к экспериментам на самом себе прошла, и сейчас я остановился на классике.
Уже в 15 лет, сразу после окончания курсов, я пошел работать. Научили, прямо скажем, неважно, и мои первые клиенты были в некотором шоке. Но я продолжал учиться, совершенствоваться. К окончанию 11-го класса я уже знал, что буду парикмахером-стилистом, и не пошел поступать в вузы или училища.
Профессия мне сразу понравилась, приятно делать людей красивыми.
Станислав Бахвалов. Модная студия «Маэстро»
- Cначала я выбрал понятную и оплачиваемую профессию плотника. Трудился на стройке, а затем в мебельной мастерской, но хотелось чего-то еще — посещал школу дизайна и уроки у DJ, пробовал себя в качестве журналиста в местной газете. В общем, искал себя. Хотелось быть востребованным, зарабатывать, общаться с друзьями, заниматься творчеством, и все это сходилось тогда, когда вечером я брал машинку для стрижки и шел подстригать на дом ребят из двора и их родителей. Через какое-то время я понял, что мне не хватает знаний, нужно учиться.
Эндрю грек. САЛОНчик-парикмахерская «БиГУДя»
Когда я пошел учиться на парикмахера, жена помогала, конечно. Но взять меня в ученики не могла, потому что, как сама говорит, не обладает педагогическим даром. Но мне много дало на этом первом этапе наблюдение за тем, как она работает с клиентами. Если было что-то непонятно, спрашивал. Умение слушать и вникать — одно из главных качеств для хорошего мастера.
Николай Кусков. Салон красоты «эйфория»
- Я родом из деревни, и моя карьера парикмахера началась с того, что я подстриг отца перед баней. И хорошо получилось, всем понравилось. Еще школьником был тогда. Потом брата подстриг, друзей, а следом и вся деревня стала ко мне ходить. А у меня азарт пошел, денег не брал. Инструментов каких-то специальных не было, стриг обычными канцелярскими ножницами, а еще была старая ручная машинка, от нее здорово рука устает. И до сих пор, когда домой приезжаю, односельчане идут ко мне стричься.
Когда решил поступать на парикмахера, многие отговаривали. Мама моей первой девушки говорила: никудышная, дескать, профессия, будете с хлеба на воду перебиваться. Учиться в Череповец меня тогда мама не отпустила — сказала, грязный город. Я отправился в Вологду поступать на парикмахера. В первом училище, куда я подал документы и сдал экзамены на пятерки, меня не взяли. Объяснили это тем, что у них нет мужского общежития. Я пошел в другое училище, и меня приняли. В группе я был один парень на 39 девчонок.
После окончания меня отправили по распределению в Грязовец. Приехал туда, увидел единственную парикмахерскую посреди города, сел в автобус и поехал в Череповец. И уже 17 лет живу и работаю здесь. Приняли меня не сразу, три или четыре парикмахерских обошел, прежде чем взяли на работу. Молодой, неопытный, не хотели связываться.
Устроился в парикмахерскую на Красноармейской площади возле зенитки. Клиенты удивлялись, конечно, что парень взял ножницы в руки. Многие мужики не понимали, говорили плохие слова. Бывали и недовольные клиентки поначалу. Помню, как однажды не смог грамотно сделать одной даме укладку. Я расстроился, а коллеги успокаивали. Вообще, люди нормально на меня реагируют, ведь сейчас в городе много мужчин-мастеров.
Каждый год езжу на учебу в Москву или Питер, из каждой такой поездки привожу что-нибудь новенькое. С Сергеем Зверевым встречаться не доводилось, но с теми, кто с ним хорошо знаком и сотрудничает, виделся. В столицах и крупных городах хорошие мастера очень востребованы.
Текст: Иван Муравьев
Источник фото: Алексей Устимов