Человек-оркестр. Такую запись оставил в соцсети в графе «Место работы» череповецкий предприниматель Антон Солодский. И это не преувеличение. Солодский — бизнесмен, спортсмен и блогер.
В интервью журналу «Глянец» Антон Солодский рассказал, как развивал первый бизнес между институтскими лекциями, как изобрел велосипедный маркетинг и какая связь между ультрамарафонскими дистанциями и предпринимательскими успехами.
Дело семейное
— Не задумывались, откуда у вас предпринимательская жилка? От предков?
— Да, наверное. Среди них были и есть очень деятельные, активные люди. Дедушка реанимировал и развил завод ФШБ (фанерно-штампованных бочек) в Кадуе. Отец много лет отдал предпринимательству. Сколько себя помню, он постоянно что-то придумывал. А если забраться еще дальше в историю семьи, то мой прадед работал управляющим в имении у важного государственного человека. Он происходил из крестьянской семьи, однажды на охоте встретился и помог этому высокопоставленному лицу, после чего тот взял его к себе. Встав на ноги, прадед открыл стекольный завод, который продал в последний момент перед революцией. Но несмотря на это его раскулачили и отправили в ссылку. Наша семья много раз поднималась, падала и вновь поднималась.
— Когда впервые проявилась ваша предпринимательская жилка?
— Когда мне было лет десять, продавал газету «Курьер» на улицах Череповца. После уроков брал пачку в руки и ходил по людным улицам, предлагал прохожим.
— Как вы учились в школе?
— Долго учился на хорошо и отлично, но со временем я потерял интерес к учебе, почувствовал, что знания, которые я получаю, не пригодятся мне в жизни. Особенно это проявилось в институте. Поступив на специальность «промышленная теплоэнергетика», я быстро понял, что это не мое, и учился кое-как. Одногруппницы делали ставки, получу ли я диплом. Получил. Если бы поступал сейчас, выбрал бы другую специальность или занялся самообразованием. Теперь понимаю, насколько важен был момент выбора, а тогда, в юности, я делал его почти спонтанно. Чего-то хотелось в жизни, а чего именно, еще не понимал.
Гормоны и тестостероны
— Тогда, в институте, все и закрутилось по-настоящему?
— Да. Работал торговым представителем, охранником в ресторане, на стройке трудился. На втором курсе мы с другом открыли глянцевый журнал CITY. Сняли офис в доме напротив института и бегали между парами на работу. Продавали рекламу, это позволило познакомиться с бизнес-сообществом Череповца. Этот опыт был очень важен. Я на практике увидел, что можно создать что-то на пользу обществу и получать за это деньги на открытом рынке не только в виде зарплаты. Тогда начал менять круг общения. Старался больше времени проводить с людьми из предпринимательской тусовки, и это меня многому научило. Я увидел, как могут гореть глаза у человека, воплощающего в жизнь очередную бизнес-идею.
— Эти люди были вам близки или приходилось себя ломать?
— Я быстро понял, что мы одной крови. С другой стороны, я видел множество людей, которые готовы вкалывать за 15 тысяч рублей, делая изо дня в день одно и то же, не развиваясь. Мне это казалось скучным и неперспективным.
— Что было после журнала?
— Журнал мы закрыли в кризис. Тогда за один месяц потеряли почти всех рекламодателей. Нужно было придумывать что-то новое. Я уехал на дачу, прожил неделю в полном одиночестве и все хорошенько обдумал. Вернулся с идеей спортивного клуба. За один день продал машину, занял значительную сумму и запустил проект. Были эксперименты в торговле. Интересный бизнес был с одеждой. Может, кто-то еще помнит яркую рекламу магазинов «Суперцена». На вывеске первого же магазина написал: «Сеть магазинов». Тогда не было понимания, будет ли достаточной выручка, но хотелось развиваться. Перед тем как заняться магазинами, я на велосипеде объехал город и переписал торговые точки: сколько там персонала, какая площадь, какая выручка, какие цены, товар и так далее. Такой вот маркетинг на велосипеде. Составил список помещений, в которых хотел открыться. И за три года открылся в большинстве из них. Конечно, было много трудностей, риски, большая активная команда, кредиты, инвестиции. Почти все бизнесы я открывал, не имея своих денег на это. И из проекта с одеждой пришлось выйти из-за разногласий с инвесторами.
— Вы учитесь у людей, на книгах или путем набивания шишек?
— Наверное, использую и то, и другое. Я уже говорил выше о том, что стараюсь окружить себя людьми, которые являются профессионалами в тех сферах, которые мне интересны. И это необязательно сфера бизнеса. Среди моих друзей и знакомых есть и чемпионы мира в разных видах, и айронмены, и разные публичные люди. Иными словами, мне интересны те, кто выбрал путь развития. Кстати, спортсмены чаще достигают успеха в жизни, потому что целеустремленность в спорте проецируется на все сферы жизни. Сейчас увлекся триатлоном и вижу в этом спорте «железных» людей! Прирожденные лидеры, люди совершенно особенного склада ума и характера. Это определенно люди с высоким тестостероном. Конечно, читаю много бизнес-литературы, изучаю кейсы людей с крутыми результатами по жизни. Ищу закономерности. В свое образование и тренинги вложил уже сотни тысяч. И считаю, что это самые важные инвестиции.
— Бизнес по своей сути волнообразен, взлеты чередуются с падениями. Как справляетесь с неудачами?
— Я не знаю предпринимателей, у которых бизнес сразу пошел по запланированному пути. Почти все банкротились и заново отстраивались. Главное, делать выводы из происходящего и не наступать на те же грабли, исправлять ошибки. В моей жизни кризисов случалось немало. Бывали моменты отчаяния, когда хотелось все бросить. Но сейчас к взлетам и падениям отношусь философски, спокойно. Плюс миллион, минус миллион. Я понимаю, что если колебания будут выводить из равновесия, то будет только сложнее справиться с ситуацией. Депрессия никогда никому не помогала выйти из кризиса, а только загоняла в яму еще глубже. Мне понравилась фраза, которую однажды сказала моя подруга: «Что бы ни случилось, с планеты не выкинут». И я вспоминаю ее в тяжелые моменты.
— Трудно ли было три года назад решиться на переезд в Москву?
— Помнится, мысль об отъезде закралась в голову в обед, вечером я собрал сумку, а утром уехал. Был тяжелый момент: в кармане две тысячи рублей и долги. Я тогда дом строил, и пришлось продать машину, чтобы расплатиться со строителями. Почему решил уехать? Понял, что в Череповце из этой ситуации будет выбраться сложнее. В Москве меня никто не ждал, и этот переезд был для меня дорогой с чистого листа. Кстати, там меня серьезно поддержала моя подруга Ирина Маирка (теперь — Гогунская), которая тоже родом из Череповца. Все-таки есть какое-то особое отношение к землякам вдали от дома! Больше месяца работать наемным сотрудником я не смог. Пошел открывать хостелы, одновременно подрабатывая в такси. Через год было 4 объекта в центре столицы и… новый закон, который запретил нашу деятельность. Этот бизнес был продан. Сейчас я сдаю недвижимость в Москве и занимаюсь инвестициями. И вижу в этом перспективу.
По пути к «железному человеку»
— Для вас спорт — это возможность расслабиться или напрячься?
— Спорт — это образ жизни, инструмент для поддержания высокого уровня энергии и формирования характера. Последнее время занимался тайским боксом, выходил на открытый ринг, бегал, а сейчас готовлюсь к главным соревнованиям по триатлону Ironman. Это соревнование на выносливость, которое состоит из трех этапов: 4 км вплавь на открытой воде, 180 км на велосипеде и 42 км бегом. Этапы проводятся на скорость и без остановки. «Железная» дистанция считается одной из самых сложных в мировом спорте. Организаторы в России рассказывают, что 90 процентов участников — собственники бизнеса и генеральные директора. Это я снова о тесной связи бизнеса и спорта — для меня она очевидна. Без целеустремленности пройти такую дистанцию невозможно. А в бизнесе это одно из самых важных качеств.
— С чего вы начинали свой «железный» путь?
— Все началось с восхождения на Эльбрус! После него я начал бегать. И первым соревнованием для меня был московский марафон, куда я попал абсолютно случайно. Подруга не смогла пойти и отдала мне слот. До этого я считал марафон какой-то космической дистанцией и не думал, что когда-нибудь смогу преодолеть 42 км. Но вышел и понял, что все возможно. Далее я поставил себе цель пройти трейловый ультрамарафон в Суздале и тренировался практически ежедневно. Для меня это стало отличной тренировкой достижения цели на длинной дистанции. Не только в беге, а в жизни и бизнесе. Я понял, что всегда хотел быстрых результатов и из-за этого делал много лишних действий. На днях пробежал вологодский трейл — 42 км по болотам. Главная задача была в том, чтобы сохранить силы для тренировки в 40 км, которая стояла в плане на следующий день. Такая вот подготовка к ультрадистанциям. На таких забегах преодолеваешь чувства полнейшего изнеможения и одиночества, открываешь не только второе, но и третье, и пятое дыхание. Плюс бывают травмы. Зачем все это нужно? Это крутое развлечение и инструмент развития. Еще упомяну изменение гормонального фона. Не секрет, что человеком управляют гормоны, именно они определяют, как человек мыслит, чего он хочет и насколько он решителен и активен в жизни. Это очень важно, особенно для мужчины.
— Чем питаются люди, которые пробегают 100 километров лесов и болот?
— Не знаю, как все, могу сказать только про свои эксперименты. Рацион питания, безусловно, очень важен и, по-моему, определяет качество жизни и уровень здоровья. Не скажу, что я очень уж правильно питаюсь, но я стремлюсь к этому. Что касается мяса, то я не употребляю его много лет, как и рыбу. Сейчас на вегетарианстве и потихоньку перехожу на сыроедение — фрукты, овощи, зелень и орехи. «Живое» питание подразумевает отказ от животных продуктов и термообработанной пищи. От алкоголя и сигарет отказался тоже много лет назад.
— Извините за любопытство — на что деньги тратите?
— Сейчас все вкладываю в бизнес, в инвесторские схемы. А если говорить о тратах… В последнее время много путешествовал, за год побывал более чем в десяти странах. Прошел по Европе на яхте, пересек ее на машине и пролетел на самолете. Путешествия расширяют кругозор. Я делал так: прилетал в страну, изучал город, совершал пробежку и летел в дальше.
— А побегать по Европе не довелось в рамках подготовки к марафону?
— Было и такое. Месяц назад ездил на марафон в Женеву. А до этого проводил тренировки вокруг городов. Париж, Милан, Таллин, Рига, Бар, Тиват. Остров Корфу, на который мы ходили на яхте, Монблан в Альпах, Бавария и другие места. Для меня это стало новым видом туризма. Вышел из гостиницы в спортивной форме и побежал. Больше всего понравилась Барселона, я просто влюбился в нее. В каждом городе встречал «бегущих» людей, которые приветствовали традиционным жестом — большим пальцем вверх.
— Предчувствую, что некоторые читатели, узнав о ваших многочисленных увлечениях, скажут: жениться ему нужно и тогда любой Ironman покажется легкой прогулкой. А правда, почему не женитесь? Не нашли одну-единственную или семья не вписывается в ваши цели?
— Честно говоря, это есть в планах на ближайшее будущее. Что для меня семья? Наверное, это и есть главная мотивация. Главой семьи, конечно же, должен быть мужчина. Ну и должно быть много детей — трое, четверо, пятеро. Большая сильная семья — вот это круто!
Текст: Сергей Виноградов
Фото: из архива Антона Солодского