Политик и спикер Ирина Хакамада: «Удивить меня в этой жизни уже сложно»

.
. / Источник:
«Айкидо деловых переговоров» — так назывался мастер-класс, который провела в областной столице для руководителей предприятий и бизнесменов известный спикер, политик Ирина Хакамада. Мастер высшего пилотажа в сфере коммуникаций.

Ирина Хакамада общалась с вологодской публикой в течение трех часов. Вечером в ресторане отеля «Англитеръ» она встретилась с журналистами. Мы воспользовался ситуацией и задал одной из самых харизматичных женщин страны несколько вопросов.

— Ирина, только что закончилась двухчасовая встреча, на которой вы выложились по полной программе. Десять минут отдыха, и вы снова бодры и готовы к общению. Где вы берете силы, которые позволяют вам оставаться энергичной и легкой?
— Нужно заниматься тем, что вам нравится. И каждую секунду делать это с некоторым перфекционизмом. Каждый день делать все для того, чтобы быть самым лучшим. В этом соревновании ты должен быть на самой вершине. Надо влезать на вершину, но при этом надо понимать, что она относительна. Расскажу вам одну историю в тему. Есть композиция, которую я часто слушаю в машине. Она называется «Медуза, которая пытается забраться на вершину горы». Вся композиция посвящена этой медузе. И когда слушаешь эту музыку, ты представляешь эту медузу, она такая веселая, крутая… Она ползет на вершину горы, сначала она любуется голубым небом, потом ей становится тяжело ползти наверх, и она начинает брать себя в свои медузьи руки. Потом она начинает упираться, чтобы все-таки достичь своей цели. В композиции появляется жесткая музыка в темпе сердцебиения. Дальше у медузы просыпается второе дыхание, она уже пошла — пошла… И вот она наконец-то доходит до вершины, и здесь играет музыка релакс.

И когда она достигает цели, в композиции раздается такой мужской голос: «На-а-афиг». Ничего… То есть она ползла, а там наверху ничего. На вершине горы к солнцу ближе, а медуза состоит из воды, и там высыхает. Ей не надо было идти на вершину горы… И вывод из этой истории какой? С одной стороны, все, что вы делаете, нужно делать самым лучшим образом (прием перфекционизма), а с другой стороны, вам должно быть немного «пофиг». И тогда у вас будет сумасшедшая энергия.

 

— Иногда на то, чтобы понять это, уходит несколько лет жизни. И когда понимаешь, это становится открытием. Были ли у вас открытия в личной и других сферах жизни за последние полгода или год?

— В личной жизни я уже никаких открытий не делаю, поскольку я уже черепаха мудрая. Всего насмотрелась. Знаете, как бывает — хочет со мной познакомиться на какой-нибудь вечеринке мужчина и спрашивает: «Что нужно сделать, чтобы я вам понравился?» И я ему отвечаю: «Ну, меня нужно просто удивить». Потому что удивить меня в этой жизни уже сложно… Открытия я сейчас делаю в других сферах. Меня интересует потенциал человеческого мозга. Я сейчас много читаю на эту тему. В России, в Санкт-Петербурге, был создан первый институт мозга Бехтеревых. И сам академик Бехтерев, и его дочь Наталья Бехтерева очень плотно занимались этой темой. Сейчас Бехтеревых уже нет, и научные изыскания заглохли из-за недофинансирования.

Художники, творцы тоже пытаются проанализировать возможности человеческого мозга. Только своими, художественными средствами. Вспомните фильм Люка Бессона «Люси», который год назад вышел на большие экраны. Конечно, человеческий мозг способен на гораздо большее, чем он выдает, и меня интересует, как этот потенциал вытащить. В России надеяться ни на кого невозможно. Поэтому меня интересует ресурс моего мозга. И вторая тема, которая меня очень занимает, это теория большого хаоса. Вот такие у меня два личных открытия — теория хаоса и возможности человеческого мозга.

— Когда думаешь о возможностях человека, всегда возникает вопрос о продолжительности жизни, да и вопрос смерти. Что вы думаете о смерти как явлении и факте, которого пока не избежать, по крайней мере в физическом теле?
— Я думаю о ней по-разному. Сегодня так, завтра по-другому. Это непростая тема, за раз невозможно сказать. И что бы я сейчас ни сказала вам, это будем немного неправдой.

— Мудрые люди говорят, что каждый человек несет свой крест по жизни. Есть ли такой крест у вас и если да, то какой именно?
— Есть, конечно. Но какой, не знаю, честно. Но я точно знаю, что мне нужно как можно больше помогать людям, но ровно в той степени, в какой это не убивает меня саму. Если тебе дан дар и ты им не делишься, то будешь наказан. С чем это связано? Думаю, я должна это делать, чтобы компенсировать то, что было сделано нехорошего моими предками. Я, с одной стороны, потомок самурайского рода, который имеет историю с X века. А на ножах самураев крови много. И мой отец был революционером, сидел в тюрьмах, эмигрировал в Россию, при этом ностальгировал по Японии. Моя политическая судьба тоже могла бы быть трагической, если бы я вовремя не вспомнила об отцовской судьбе и не прервала карму. Иначе бы повторила судьбу отца. С другой стороны, у меня самарские корни. И мне рассказали, что мой прапрадед из Самарской губернии, который был купцом, однажды проигрался в карты и, чтобы выплатить деньги, кого-то убил…

— То есть вы считаете, что расплачиваетесь за ошибки своих предков?
— Это не значит, что я буду всю жизнь страдать. Это не фатализм. Просто надо каким-то образом компенсировать ошибки своих предков.

— Вопрос о качестве жизни. Вы говорите в своих интервью, что главная идея качества жизни — это высвободить дополнительное время, при условии, что вам есть чем заняться в это время. Но для многих людей это большая проблема. Работа, дом, снова работа. Как выскочить из этих бегов и сделать жизнь еще более качественной?
— Например, выполнять тот же объем работы не за восемь часов, а за пять. Договориться с руководством, чтобы у вас был свободный график. Либо найти такую же интересную работу, но со свободным графиком. Когда я работала в Госплане, то мой рабочий день начинался в 10 и заканчивался в 19 часов. Мне это не понравилось, и я решила заняться преподавательской деятельностью. Там я работала в качестве ассистента по 12 часов в день. Параллельно по субботам и воскресеньям я писала диссертацию, и при этом с детьми на руках. Я ее защитила, стала доцентом и тогда стала читать лекции раз в неделю. Сначала рабство, потом свобода, быстрого пути не бывает.

— Многих женщин интересует, как гармонично совмещать работу и дом. Что посоветует им одна из самых успешных женщин России?
— Необходимо честно для самой себя выставить приоритеты, а там, где они не выставляются, нужно выставить последовательность. Если вы работаете не из-за денег, а потому, что вам это нравится, тогда работа — это приоритет. Если только из-за денег, то забудьте про эту историю. Работайте сколько можете…

— Если нравится и работа, и жизнь семейная?
— Тогда — это приоритет. Тогда думаете: муж и ребенок — приоритет. Дом в первую очередь, работа во вторую.

— Хорошо, если ваш муж скажет: «Уходи с работы, или мы разводимся», как поступите — уволитесь?
— Никогда. Всегда есть третий вариант. Искусство переговоров. Надо договариваться. Я ему скажу: «Я могу остаться дома, но, поскольку для меня важна самореализация, я буду такая злобная и мрачная, что исковеркаю жизнь тебе и нашему ребенку. Тебе это надо? Давай попробуем. Но в чем ты прав — возможно, мне надо работать поменьше». Женщина должна знать, что если она сидит дома и общается со своим ребенком 18 часов в сутки, то она ему вскоре надоест. Вы для ребенка перестаете быть подарком. А так вы для него — звезда. Вы видите его реже, но зато выдаете энергии намного больше, поэтому — ничего страшного. Работающих мам, которые приходят домой самореализованные и от этого светятся счастьем, дети очень уважают.

На фото: Ирина Хакамада и предстваители пролюссерского центра "SV-класс" (Ольга Зимова, Татьяна Кошутина и Наталья Антипова)

— Вы находитесь в отличной форме. Вы продолжаете заниматься спортом?
— Я всегда занимаюсь спортом, в данное время пилатесом, но без фанатизма. Все должно быть в кайф. Два занятия по часу в неделю. Плюс полчаса на беговой дорожке перед самой тренировкой. И третий раз занимаюсь на велотренажере на даче или дома.

— Что бы вы хотели еще сделать глобального и серьезного в этой жизни?
— Не знаю. Нет, я бы хотела снять кино, но пока на сегодняшнем рынке это невозможно.

Текст: Елена Боронина
Фото: Виктория Ламзина, Николай Горелов, Роман Новиков






На эту тему: