Надежда Алексикова, советник мэра, член Женского клуба Череповца: «Хочу быть полезной череповчанам»

.
. / Источник:
Когда Надежда Алексикова садится в такси, адрес своего дома ей называть не приходится. Ее — в прошлом заведующую отделением гигиены питания Роспотребнадзора, грозу всех организаторов общественного питания и торговли, депутата гордумы, а ныне советника мэра — в городе знает чуть ли не каждый.

Когда она идет по улице, ее копна рыжих волос видна издалека. Не заметить ее трудно еще и потому, что она общается практически с каждым более-менее знакомым человеком, встретившимся на ее пути. Дар общения — один из главных подарков, которыми наградила ее природа. Но не единственный. Она талантлива во многих сферах: великолепно готовит, поет, прекрасно разбирается в моде и стилях одежды. Она и телевизионный ведущий (многие помнят ее программу на телеканале «Провинция»), и отличный организатор.

Есть у нее еще одно качество, которое за всю жизнь дается не каждому, — это мудрость. И сегодня многие обращаются к ней за советом, не только по общественным вопросам, но и по житейским. Как копилась эта мудрость, благодаря каким урокам и ситуациям, какому опыту и каким людям, какие выводы были сделаны нашей героиней — обо всем этом наш сегодняшний душевный разговор за чашкой чая с Надеждой Алексиковой.

 

Приехала на полгода и осталась навсегда

— Я так давно в Череповце, что уже считаю себя череповчанкой. Я приехала сюда в 1970 году по распределению после окончания Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института. Мне дали возможность работать недалеко от Петербурга, потому что я окончила институт с красным дипломом. Вообще, я собиралась приехать в Череповец всего лишь на полгода, поскольку планировала выйти замуж. Молодой человек работал в серьезных органах, и нужно было время, чтобы я созрела. Однако получилось так, что я приехала в Череповец навсегда. Но тогда я этого еще не знала. Меня направили сюда санитарным врачом в трест общественного питания, который находился на улице Социалистической, 50. Малюсенькое деревянное здание…

Меня поселили в общежитие с девчонками, которые работали поварами в этом же тресте. То есть я одновременно их проверяла как санитарный врач и жила с ними. Живя с девочками в этом общежитии, я поняла, как можно выстраивать отношения с совершенно разными людьми. Бывали моменты, когда они вечером надевали мои платья и уходили гулять. Я приходила и тихо плакала, потому что мне нечего было надеть. Они возвращались и говорили: «Ну ничего страшного, постираешь». Люди относились к таким вещам просто, а для меня, как тогда говорили, девочки из хорошей семьи, это было ужасно. Я не понимала, как это может быть.

Помню один случай, который нас в итоге и примирил. Мама покупала мне по тем временам очень хороший польский шампунь. Девочки незаметно им пользовались, а чтобы я этого не поняла, добавляли в него воды. И однажды я сказала: «Девочки, я шампунь ставлю — пользуйтесь все, только не надо туда воду наливать, потому что иначе мы вообще его испортим». В итоге мы нашли общий язык, и со многими я до сих пор встречаюсь. Для того чтобы у тебя было много друзей, ты должен сам быть дружелюбным. Если ты будешь дружелюбно относиться к людям, независимо от их положения, то ты можешь приобрести друзей в самых разных слоях общества. Так и произошло со мной. Я очень рада, что Господь наградил меня таким даром общения.

 

«Я – Кулешов!» «Надо же, а я – Алексикова!»

— А не вернулась я в Санкт-Петербург (тогда Ленинград) потому, что познакомилась здесь со своим будущим мужем Владимиром Кулешовым. Знакомство состоялось накануне Рождества в ресторане «Ленинград», куда мы заглянули с девчонками поужинать. Я была в компании, а он один — и так получилось, что наши столы оказались напротив. Тогда он работал на металлургическом заводе заместителем начальника электросталеплавильного цеха. За год до этого события расстался со своей семьей и жил один. Но я этого тогда, естественно, не знала. Начались танцы. Я вижу, что он смотрит, но приглашать не приглашает. Поэтому я, будучи такой питерской девочкой, достаточно свободной в общении, поманила его пальцем и показала в воздухе круг: пригласи, мол, танцевать.

Потом он мне говорил: «Я обалдел, когда девушка с красивыми рыжими волосами поманила меня пальцем! И еще больше был удивлен, когда я сам, как завороженный, поднялся и пошел тебе навстречу». Во время танца он почему-то стал меня легонько дергать за волосы. Я ему говорю: «Вы зачем меня за волосы дергаете?» А он: «Я думал, что у вас парик». А я отвечаю: «Знаете, у меня волосы свои, и вообще я вся натуральная». Он ошалел и говорит: « А вы знаете, кто я?». В городе он был тогда довольно известной личностью. «Я — Кулешов». А я ему: «Надо же, а я — Алексикова». Тогда он понял, что я не местная, и говорит: «Вы, наверное, питерская. У вас речь абсолютно правильная». А я думаю: надо же, в говорах разбирается. И у нас завязался разговор. Вот так мы с ним и познакомились. Потом еще пару раз пригласил танцевать и после вечера проводил в общежитие. Мы обменялись телефонами, но он мне не звонил. Меня это заинтриговало, потому что обычно молодые люди сами напрашивались на знакомство. Однажды мы случайно встретились на улице и очень долго разговаривали. Тогда я поняла, что он сильно занят и у него практически нет свободного времени. Уже в то время он мне очень понравился: образованный, интеллигентный, высокий, красивый, умный.

Надежда Алексикова с супругом и его родителями (Новосибирск, 1975 г.)

Я всегда ставила себя на второе место

— Ухаживать ему за мной было абсолютно некогда. Я не помню, чтобы у нас был какой-то конфетно-букетный период. В основном мы встречались и подолгу разговаривали. Меня подкупило то, что с ним можно было часами разговаривать на абсолютно разные темы. Хотя мне тогда было 23 года, а ему — 33. Во время этих разговоров выяснилось, что у нас много общего. Он прекрасно играл на гитаре, и мы вместе пели. Даже семьи, в которых мы воспитывались, были похожи. Мой отец был директором филиала института, а мама — завучем в школе. Его отец был ректором Новосибирского строительного института, а мать занималась домашним хозяйством. Встречались мы все чаще, и я поняла, что влюбилась…

Намечавшаяся свадьба в Санкт-Петербурге расстроилась, я не вышла замуж за того человека, хотя мой будущий муж к этому времени мне ничего не предлагал. Но я была влюблена очень серьезно. Моя мама меня тогда останавливала, говорила: «Может быть, ты подумаешь, он намного старше тебя, был женат, и характер у него непростой». Но остановить меня было невозможно. Тогда я думала, что если меня что-то не будет устраивать, то я переделаю, перевоспитаю… Хочу сказать для молодых девушек: это абсолютно невозможно. При всей любви приходилось искать точки соприкосновения и брать на себя ответственность. Думаю, мы так долго живем вместе потому, что я очень много лет сознательно ставила себя на второе место. Я живу с таким человеком, который не любит быть на втором месте. Поэтому я много уступала. Но это пришло не сразу, а благодаря внутренней работе, советам моей мудрой мамы и вере в Бога.

 

Мы не понимали, как можно развестись

— Когда я действительно нарочито ставила себя на второе место, и это продолжалось лет тридцать, тогда я была значительно более счастлива. Первое место дает мужчине возможность брать на себя ответственность за принимаемые решения. Я сейчас смотрю на своего сына и вижу, что он настоящий мужчина в своей семье. И я очень рада, что воспитала такого мальчика, который берет многое на себя. У меня, к сожалению, муж был очень занят на заводе, и решением многих вопросов занималась я. Думаю, что это не совсем правильно, но так сложилась жизнь. Какие бы ни были сложности, в нашей семье мы не понимали, как можно развестись или поменять партнера. Все это идет от воспитания в семье.

В браке надо всегда искать точки соприкосновения. Брак — это долгий путь вместе и потому не может быть игрой в одни ворота. Самая большая любовь и самая большая верность может разбиться о быт, потому что не может один человек постоянно любить и прощать, а другой милостиво подставлять щеку для поцелуя. Не может один человек всегда уступать, а другой никогда. Я не понимаю женщин, которые говорят про мужчину, что он должен, что он обязан. И не понимаю мужчин, которые говорят «она должна».

Верхний ряд (слева направо): сестра Мира, отец Яков Игнатьевич, муж Миры. Нижний ряд (слева направо): сестра Татьяна, племянница Ольга, Надежда Алексикова (15 лет)

Быть похожей на Миру

— В качестве профессии я выбрала врачебное дело. Меня не раз спрашивали: почему? Это тоже все идет из семьи. У моего отца после первого брака остался ребенок, дочь Мира. Его первая жена погибла в 1938 году. Отец женился на моей маме в 1943 году. А после войны родились еще две дочери — я и моя младшая сестра. Разница между мной и моей сводной сестрой Мирой была 19 лет. Моя мама — необыкновенный человек, воспитывала ее как своего ребенка, хотя разница между ними была всего 13 лет. Мире очень нравилась медицина, и, когда пришло время, она поступила в Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт. Окончив его, пошла учиться в аспирантуру, потом защитила кандидатскую диссертацию и стала доцентом. Мира была умная, красивая и очень талантливая. И мы с моей младшей сестрой хотели быть похожими на нее. Именно поэтому пошли учиться в тот же самый институт. Так я стала санитарным врачом. В итоге на этом поприще состоялась и как организатор здравоохранения.

Все, что нам дано, мы должны отдать другим людям

— Моя мама была совершенно замечательным человеком и педагогом-литератором. Она читала стихи начиная от Сафо и заканчивая Маяковским. Она была верующей и всегда говорила, что для того, чтобы себя осознать, надо очень и очень много работать над собой. И еще она говорила: «Доченька, все, что Господь тебе дал, все твои таланты, — он дал тебе как кредит, и его надо отрабатывать». Я думаю, что Господь дал мне организаторские способности, я могу заниматься всем, что связано с коммуникацией, у меня всегда получалось петь… Но не об этом речь. Все, что нам дано в виде способностей, мы должны развивать и отдавать другим людям. У каждого человека есть свое предназначение. Возможно, что мы что-то отрабатываем здесь, на этой земле. Мы имеем бессмертную душу, я в этом нимало не сомневаюсь, и она должна максимально отработать все, что ей предназначено.

 

Любовь все прощает

— Самое главное качество человека — это доброта и любовь. Только сейчас я стала понимать, что любовь все равно выше всего. Только любовь может все простить — самый страшный грех, самые ужасные поступки. Я в жизни это часто наблюдаю. Обижает тебя самый близкий человек — казалось бы, ну невозможно пережить; но если ты его любишь, то через какое-то время прощаешь. А если ты не любишь человека, то, к сожалению, не прощаешь ему даже мелочей, и это очень грустно.

Главное предназначение женщины

— Моего сына зовут Денис, ему 38 лет. У него жена Елена и трое детей, моих внуков: Мария, Даниил и Никита. Сейчас сын с семьей живет в Москве. Денис и его жена учились в Московском институте стали и сплавов. Потом сын получил второе высшее образование, по специальности «экономика и менеджмент». Сейчас работает директором одного московского предприятия. Имеет диплом переводчика. На английском говорит лучше, чем многие на русском. Воспитывая сына, я повторяла слова своей матери (я все время ее вспоминаю и до сих пор люблю), которые она когда-то говорила мне: «Все, что ты знаешь и умеешь, никогда мешком за плечами у тебя висеть не будет». И учиться никогда не поздно. Денис много читает, он очень активный. У него, наверное, моя энергетика, но помноженная на десять, как и у любого мужчины.

Когда сын уезжал учиться в Москву, конечно, я провожала его со слезами, но понимала, что если он хочет получить такое же образование, как его отец, то он тоже должен учиться в МИСиСе. Это серьезный металлургический вуз, который дал ему путевку в жизнь. Он долгое время работал в Череповце на меткомбинате, а затем его пригласили работать в Москву. Моя невестка тоже имеет два высших образования. И сын, и невестка — современные, активные и интересные люди. Я рада, что сейчас могу помочь сыну и побыть со своими внуками. На два летних месяца внуки приезжают к нам, и мы живем с ними в деревне недалеко от Череповца.

Я считаю, что одно из самых главных предназначений женщины — это родить здоровых во всех отношениях детей, вырастить их и, может быть, помочь воспитать внуков.

Надежда Алексикова с сыном Денисом, 1994 г.

Рыжая бестия

— Многие считают, что мой тип женщины — светская львица. Для меня это способ внешней защиты. Да, внешность у меня яркая. Скорее всего, из-за цвета моих волос. Кроме того, я очень люблю красивую одежду, хорошую дорогую обувь — это для меня как один из способов выразить уважение к обществу. Ведь не зря говорят: «По одежке встречают...» Так меня воспитывала мама. Я не позволяю себе одеваться ярко, крикливо, стараюсь придерживаться классического стиля. Очень люблю украшения, предпочитаю серебро, но и золото тоже ношу. Обожаю натуральные камни, коралл и жемчуг, бирюзу.

Но если будет к месту, то могу надеть и деревянный браслет, и даже украшение из бисера. В украшениях я разбираюсь довольно хорошо. У меня в роду были ювелиры, и, может быть, эти способности передались на генетическом уровне. Моя мама очень любила украшения, папа тоже в них знал толк и мог выбрать маме украшения даже лучше, чем она сама это делала.

Больше всего мне нравится комплектовать украшения, не люблю покупать что-то вразнобой, не люблю в украшениях угловатые формы, предпочитаю что-нибудь округлое. Моя внешность абсолютно не отражает моего внутреннего мира. Я очень домашняя, люблю готовить, убирать и мыть полы, окна, приводить в порядок одежду, гладить ее, расставлять цветочки и скатерки покупать. Все домашние дела я люблю, даже мыть посуду. И вообще люблю свой дом.

 

Я люблю восхищаться людьми…

— Недавно я нашла свой депутатский плакат, на котором написано: «Хочу быть полезной череповчанам». Я ничего из этого не изменю и сейчас, потому что люблю людей. Если я в человеке могу найти хотя бы что-то хорошее, то я этого человека уже могу принять. Мне нравится, когда вокруг меня добрые, красивые, веселые люди. Когда я вижу, что всем хорошо, мое настроение сразу улучшается. Считаю, что одна из основных моих черт — это доверчивость. Возможно, кого-то удивлю. Недавно у меня был день рождения, мы встречались с моими давними подружками, и мне было очень приятно, когда они сказали мне: «Ты очень добрая». Я даже всплакнула… Нельзя ждать благодарности ни от кого, надо делать добро, ничего не ожидая взамен, бескорыстно. В этом я убеждалась тысячу раз. Я люблю восхищаться другими людьми и делать им комплименты. Моя мама всегда говорила: «Доченька, почему мы не стесняемся говорить людям всякие гадости, но стесняемся сказать слова восхищения?» Одна моя приятельница замечательно шьет. Я вот не умею, например, и не буду учиться уже. Но когда я вижу человека, который шьет уникальные вещи, я искренне восхищаюсь. Я никогда с ней не спорю, потому что она в этом деле — эксперт. Каждый человек по-своему талантлив. Но к сожалению, один открыл свой талант, а другой — нет. И вот в этом-то и вся беда...

На все воля божья

— Наша жизнь такова, что каждый день надо быть готовым покинуть этот мир. Я вообще считаю, что на все воля Божья. Для каждого человека вера — это свое, очень личное, и навязывать веру нельзя, душа должна созреть. Но мне повезло, у меня была верующая мама и очень верующая няня. И я верю, что Господь есть. Вот так с верою, надеждой и любовью — потихоньку и будем жить.

 

Если мне с человеком неинтересно — для меня это горе

— Мне интересны прежде всего умные люди, и мужчины, конечно, тоже. И для меня важнее всего — красота душевная, хотя приятно смотреть и на красивое тело. Я бы покривила душой, если бы сказала, что это не так. Когда человек начинает говорить и я забываю, как он выглядит и во что он одет, — это дорогого стоит. Но если мне с человеком неинтересно, грустно — для меня это горе. Иногда я могу разговаривать с друзьями и не замечать времени. Муж моей подруги смеется, спрашивая ее: «О чем вы там четыре часа говорили?» Она отвечает: «Да, говорили… Обо всем. О чем — пересказать не могу». Для меня очень важен момент общения, духовности и душевности в человеке. Если мне с человеком не о чем говорить, то у меня не может быть с ним продолжения отношений.

Кто не искушался, тот не обретет мудрости

— Я думаю, душу мы свою никогда не познаем, она настолько велика и многолика, что сделать это почти невозможно. Можно только попытаться. Надо чаще поступать по совести, чтобы не предавать ни себя, ни других. Сказано в Писании: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». И я думаю, если человек сам себя не любит, ближнего своего ему будет полюбить еще сложнее. И еще мудрые говорили: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе». Мы же все время чем-то искушаемы. Но если нас не будут искушать, разве мы приобретем мудрость и умение выруливать из сложных жизненных ситуаций? Апостол Иаков сказал: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его».

Высшее достижение — победить самого себя

— Я не так давно поняла, что своих врагов надо любить. Они показывают нам все наши негативные стороны. Наши друзья нам это прощают, а враги показывают. Поэтому надо учиться прощать своих врагов. При этом я скажу, что Господь никогда не даст человеку больше, чем он может вынести. Если дает, значит, ты в состоянии нести эту ношу. Другой вопрос, какой ты вывод сделаешь из всего этого. Может быть, это испытание тебе дается, чтобы посмотреть, в кого ты превратишься. Будешь ли ты после этого предавать людей, наступать им на голову или все-таки останешься Человеком. Я благодарна своим врагам: они научили меня прощать, забывать обиды и стараться исправить свои ошибки. Если точнее сказать, сейчас я нахожусь в процессе осознания того, для чего они нам даются. Вот недавно я смогла простить одного человека, которого долго не могла простить, и мне сразу стало легче. А вообще, самое трудное в этой жизни — победить самого себя. Если удается побеждать самого себя хоть на каких-то этапах, то это самое высшее достижение. Других победить значительно легче.

Текст: Елена Боронина
Фото: из семейного альбома Н. Алексиковой






На эту тему: