Как побороть расход бензина

На Вологодчине появились «автомобили будущего»

Печально известные вологодские пробки создают, помимо потерянного времени, еще одну серьезную проблему для автолюбителей — чрезмерный расход бензина. Решить эту проблему может массовое производство так называемых гибридных машин, в которых обычный двигатель внутреннего сгорания сочетается с электрическим. О последних разработках в этом направлении, которые уже появились в Вологде, нам рассказал кандидат технических наук Вячеслав Раков.

Минус 50 процентов
– Мой личный «рекорд» расхода топлива в городе — 28 литров на 100 километров, при норме в 10 литров, - рассказывает Вячеслав. - Почему так происходит — понятно: пробки, время на запуск и прогрев двигателя, плохое качество дорог. Остается либо ходить пешком, либо приезжать на работу чуть раньше или чуть позже. Можно также купить специально для города автомобиль с меньшей мощностью двигателя. Но есть еще один вариант, который уже активно используется в Европе и понемногу начинает появляться у нас.
Речь, по словам Вячеслава Ракова, о гибридных машинах, которые потребляют на 25-50% меньше бензина по сравнению с обычными авто.

– Само слово «гибрид» подразумевает некое сочетание, - поясняет Вячеслав. - В автомобилях это комбинация двух разных видов двигателей — внутреннего сгорания и электрического. Второй из них работает в качестве вспомогательного источника энергии. При этом у каждого двигателя есть свои достоинства. Двигатель внутреннего сгорания, например, обладает большой мощностью при маленьких размерах, но у него есть и недостаток — он не может развивать мощность в неподвижном состоянии. Он должен быть включен, при этом происходит расход топлива.

У электрического двигателя - другие свойства. При неподвижном состоянии он уже может развивать максимальный крутящий момент. Кроме того, на автомобиле с электрическим приводом мы можем преобразовать при торможении 50-70% энергии в электрическую и сохранить ее в аккумуляторе. Недостаток электродвигателя — низкая мощность и, как следствие, небольшая максимальная скорость. А вот сочетание обоих «движков» позволяет использовать их достоинства и нивелировать недостатки.

Со слов Вячеслава, вкратце система работы «гибрида» такова. При запуске автомобиля и на небольшой скорости (максимум — до 40 км/ч) работает электрический двигатель. На более высоких скоростях машина ездит на обычном двигателе внутреннего сгорания. При дальних поездках по скоростным трассам преимущества «гибрида» невелики. Но в городских пробках, где приходится часто останавливаться, а затем тащиться с минимальной скоростью, такие свойства могут дать весьма существенную экономию бензина.

Вопрос в ценнике
К сожалению, пока не все так просто. Массовому переходу на гибридные автомобили пока мешают высокие ценники на них, что, впрочем, типично на первых порах для любой технической новинки.
В Европе, как утверждает Вячеслав, преимущества новых автомобилей уже оценили. Ведь такие машины выбрасывают гораздо меньше вредных веществ в окружающую среду. На территории Евросоюза, например, выдают гранты заводам на производство «гибридов», их покупатели получают скидки, а затем платят транспортный налог по пониженной ставке. В России таких мер поддержки нет, и минимальная цена гибридной машины пока переваливает за миллион рублей. Тем не менее, в последнее время новинка начала появляться и в Вологде.

– Года три назад у нас их было всего 3-4 штуки, - говорит Вячеслав Раков. - В прошлом году — в районе десятка, и в этом году, по крайней мере, мне известных — уже около 15 автомобилей. Несколько моделей в Вологде выставлены на продажу. То есть число увеличивается каждый год в полтора-два раза.

Олег Нечаев

Источник фото: strf.ru