В 2014 году компания отметила свой десятилетний юбилей, поэтому вполне логично, что нашим гостем стал учредитель компании Валерий Бурцев.
— Компания «Форвард-Медиа» отмечает 10-летний юбилей. Добились ли вы того, о чем мечтали десять лет назад?
— Я думаю, что мы достигли большего, чем изначально предполагали. Когда мы задумывали предприятие, то не было мысли сразу создать бизнес в нескольких городах России. В целом была задача занять на своем рынке лидирующие позиции. Сегодня же компания выросла, и она, если можно так сказать, состоит из двух частей — той, которая функционирует в Череповце, и той, что за пределами города. Все это получилось путем эволюции. Мы работаем сегодня в семи городах России: Вологде, Архангельске, Костроме, Иванове, Петрозаводске, Мурманске. Самый дальний офис находится в Мурманске, за 1800 км от Череповца.
Когда создавалось предприятие, были попытки заниматься и другими видами бизнеса, не связанными со СМИ, но после кризиса 2008 года мы поняли, что хотим развиваться только в одном направлении — в том, в котором являемся безусловными экспертами. В итоге полностью отказались от попыток развивать сопутствующие ветви бизнеса, сосредоточив свои усилия только на СМИ, медиа и рекламе.
В основном мы развиваем печатные СМИ, Интернет и наружную рекламу. Из СМИ наш холдинг в Вологодской области выпускает журнал «Телесемь», «Аргументы и факты», «Комсомольскую правду», журнал «Глянец», а также у нас создан и работает интернет-портал «Gorodche.ru». Всего наш холдинг по всем городам выпускает 20 печатных и электронных СМИ, причем только тираж печатных изданий до 380 тысяч экземпляров в неделю.
— Почему десять лет назад выбор был сделан в пользу медиабизнеса, ведь он входит, по мнению экспертов, в десятку самых сложных видов бизнеса?
— Так оно и есть. Действительно, нужно сказать, что наша сфера достаточно сложная. Реально успешные СМИ в Череповце и Вологодской области можно пересчитать по пальцам одной руки. Если говорить о газетах, то я могу назвать три-четыре, которые зарабатывают устойчивую прибыль, а все остальные СМИ либо не зарабатывают этих денег практически, либо глубоко дотируются теми или иными собственниками. И они существуют не для достижения бизнес-целей, а для решения политических, коммуникативных задач. Поэтому я совершенно согласен, что медиабизнес непростой. Что касается «Форвард-Медиа», у нас нет ни одного планово убыточного СМИ, все должны и зарабатывают деньги.
|
— И несмотря на сложности этого вида бизнеса, вы все-таки выбрали его. Почему?
— Наверное, был личностный интерес к этой теме. У меня еще в студенческие годы была определенная практика работы в этой сфере. В университете (окончил ЧГУ) я занимался студенческой газетой. Был молодежным активистом, возглавлял череповецкую организацию «Молодежное Единство». И конечно, мне приходилось взаимодействовать со всеми череповецкими СМИ. Но я не могу сказать, что к моменту окончания университета эта сфера была мне полностью знакома. Позже я вел авторскую программу на вологодском телевидении, в итоге узнал СМИ не понаслышке, а изнутри. Именно тогда я понял, что мне эта сфера интересна и я готов в ней дальше работать. Мне всегда нравилась творческая составляющая, но жесткого расчета тогда не было: пока не начнешь этим заниматься вплотную, никогда не поймешь, что это тебе принесет. Работа журналистом меня не очень привлекала, а создание бизнеса — почему нет.
— Что вам дал опыт десяти лет? Как вы выросли как личность, руководитель?
— Говорить о себе в отрыве от команды было бы не очень правильно. Потому что в бизнесе всегда работает команда. Выстраивать бизнес и оказывать качественные услуги читателям — создавать контент, работать с партнерами, рекламодателями, создавать для них маркетинг-планы — в одиночку невозможно. Кстати, с 1 декабря наш штат сильно увеличился, потому что мы расширяем бизнес в Мурманске. В итоге всего на предприятии будет занято 300 человек. За последние шесть лет на ключевых позициях специалисты практически не менялись. Костяк людей, который управляет предприятием, остается прежним. Конечно, за десять лет вырос не только я сам, но и вся команда, управляющая проектами на территории семи городов. Это происходит благодаря постоянному обучению, набору опыта, поиску лучших практик, лучших решений, анализу лучших образцов того, что находится на рынке.
Конечно, очень большое влияние оказывает тот факт, что мы в своем бизнесе работаем в партнерстве с очень крупными игроками на медиарынке, и не только федеральными, но и международными. Это совместное российско-американское предприятие Издательский дом Hearst Shkulev Media®, с которым мы вместе издаем «Антенна-Телесемь» в семи городах России. Корпорация Hearst® — один из крупнейших медиаконгломератов в мире, они выпускают сотни журналов в сотнях стран мира. И понятно, что мы в какой-то мере применяем все лучшие практики, которые придуманы за рубежом. Не варимся в собственном соку, изобретая велосипед, а учимся у людей, которые управляют международными холдингами. Это дает возможности для личностного развития.
Я продолжаю изучать организацию работы редакций и отделов маркетинга и продаж не только в России, но и за рубежом, в частности в США, в крупных американских газетах «The USA TODAY®», «The Boston Globe®», а так же газетах Великобритании «The Independent®» и «The Daily Telegraph®» и др.
Могу сказать, что многие специалисты, работающие в нашей компании, не уступают в профессионализме тем, кто занимается таким же бизнесом в Москве и Санкт-Петербурге. Партнеры из крупнейших медиаиздательских групп страны говорят, что в нашей компании многое создается на федеральном уровне. Этот уровень — результат той работы, которая проведена за десять лет. Нам не стыдно за тот продукт, который мы предлагаем нашим читателям, клиентам и рекламодателям.
— Какими достижениями в бизнесе и жизни вы гордитесь?
— Горжусь тем, что мы действительно создали в Череповце холдинг, который является крупнейшей издательской группой в сфере печатных СМИ на севере европейской части России. У нас самый крупный издательский дом, который занимается печатными СМИ, и по количеству выпускаемых средств массовой информации, и по количеству занятых людей. Я горжусь тем, что мы смогли перешагнуть территориальные границы бизнеса. Мы на сегодняшний день единственная компания в сфере медиа, которая управляет своим бизнесом в семи городах России и шести областях. При этом мы сохраняем штаб-квартиру в Череповце. Многие с удивлением смотрели на то, что кто-то из районного города выходит со своим бизнесом в более крупные города. Ведь это наиболее сложно, потому что твое имя, когда ты приходишь в другой регион, для людей ничего не значит, в чужом городе ты никто. И мы смогли не только конкурировать, а выйти на лидирующие позиции. На сегодняшний день 80 процентов всей выручки мы зарабатываем в других регионах.
|
— Насколько СМИ вашего холдинга чувствуют себя свободными?
— Мы вошли в рейтинг независимых СМИ, которые, с точки зрения экспертов Общероссийского народного фронта, не боятся рассказывать правду о действиях местных властей и правительства области. Кстати, каждые три месяца мне звонят из народного фронта и спрашивают: «Вас там никто случайно не притесняет на местном уровне?» (Смеется.) Просто там есть специальный центр, который опекает независимые СМИ. Так что сказать, что нас кто-то притесняет из местных властей, нельзя. На сегодняшний день власти пытаются действовать конструктивно и правильно выстраивать отношения.
— Каких людей вы набираете в свою команду?
— Действительно, это ключевой момент. Обычно есть две крайности в управлении. Первая — жесткий авторитаризм, когда учредитель пытается контролировать все процессы на предприятии. Очень многие предприниматели, в том числе и череповецкие, считают, что другого пути нет, потому что с русским человеком по-другому нельзя. Другая крайность — западная модель, которая уповает на демократичную систему. В ней многое строится на самоорганизации работников, главное, чтобы они обеспечивали результат. Я считаю себя строгим руководителем. Но я учитываю специфику нашей сферы, где много творческих людей. Здесь сильная рука тоже необходима, но, с другой стороны, эти люди, если их чересчур сильно зажимать, не смогут реализовать свой потенциал. Либо они не захотят в этой организации работать, либо если и будут работать, то вполсилы.
В медиакомпании нужен разумный компромисс, и я являюсь его сторонником. Но у меня есть основное требование к руководящим сотрудникам — это способность к самостоятельной работе, потому что по-другому развивать разветвленный холдинг невозможно. И конечно, для меня важны порядочность и профессионализм, без которого все остальные факторы теряют смысл.
— Что вас вдохновляет на покорение новых вершин, постановку новых задач и их выполнение?
— Знаете, я всю жизнь стремился делать работу лучше, чем делал ее вчера. Для меня очень важно преодолеть себя и превзойти те результаты, которых достиг вчера. Вот такая самомотивация. А деньги, рентабельность, существуют для меня как показатель успешности бизнеса.
— Вы предпочли бы быть богатым или счастливым?
— Понятно, что быть богатым не означает автоматически быть счастливым. Самый простой ответ: лучше счастье, нежели богатство. С другой стороны, я реалист, я мужчина, и я понимаю, что для того, чтобы чувствовать себя счастливым, мне необходим определенный уровень жизненных благ, который в нашей жизни достигается с помощью денег. И для меня он важен, потому что с его помощью я чувствую себя состоявшимся.
— Некоторые учредители компаний нанимают гендиректоров для своего предприятия, сами отдыхают или занимаются тем, чем пожелают. У вас есть такая необходимость? Или вы тот игрок, который всегда в бизнесе?
— Я не могу себя отнести к типу трудоголиков, которые совсем не отдыхают. Я считаю, что делать перерывы в работе необходимо, иначе ты быстро сгоришь. Что касается желания вести праздную жизнь на Мальдивах — такого у меня нет. Я человек деятельный и не получаю удовольствия от праздного времяпрепровождения в любом его виде. И например, отпуск более десяти дней мне не нужен. По истечении этого времени моему мозгу требуется эмоциональная и информационная нагрузка. Мне хочется уже чем-то заниматься. Я получаю удовлетворение от активной жизни, и активная жизнь для меня неразрывно связана с работой.
— Каким был для вас уходящий 2014 год в плане бизнеса? Что «Форвард-Медиа» готовит для своих клиентов в 2015 году?
— 2014 год для всех был непростой. Все знают ситуацию, в которой оказалась страна. Все политические и геополитические проблемы отражаются на экономике и, конечно, на нашем бизнесе. И нам приходится предпринимать огромные усилия, чтобы в этой ситуации сохранять те позиции, которые были у предприятия по многим моментам в 2012–2013 годах. Минувший год был временем поиска точек роста, скрытых резервов во всех направлениях. Сейчас партнеры уже не готовы платить за имидж, сейчас людям нужен конкретный результат, определяемый либо количеством клиентов, которые к ним обратились, звонков, либо увеличением продаж. Поэтому мы делаем и намерены делать много шагов, которые удовлетворят растущие потребности наших читателей, рекламодателей и партнеров.
Текст: Елена Боронина
Фото: Елена Манжелей
Источник фото: Елена Манжелей