На Востоке учителей почитают не меньше, чем родителей, а наш человек часто не может вспомнить фамилию классного руководителя со старой фотографии. Но все же в жизни у многих людей, особенно успешных, есть тот самый Учитель (с большой буквы), который научил не только падежам и биссектрисам — жизни научил.
И это проект это доказал. Известные череповчане ни на секунду не задумывались над вопросом о главном учителе своей жизни, а тут же произносили имя и приступали к рассказу.
Анна Леонова, депутат городской думы:
— Я училась в педагогическом классе в школе № 6, в котором готовили будущих учителей. Педагоги там были потрясающие. Учеба в этом классе во многом и сформировала меня как личность. И более всего хочется сказать слова благодарности Фриде Наумовне Сигаловой, учителю русского языка и литературы. Она была влюблена в свой предмет и заразила этой любовью нас. Помню, с какой скрупулезностью мы изучали роман Толстого «Война и мир». И учителю удалось заинтересовать класс этим сложным произведением. Изучая «Войну и мир», мы, сами того не подозревая, учились человеческим взаимоотношениям, учились ценить красоту.
Любовь к чтению прививалась не криком и приказом, а убеждением и беседой. Фрида Наумовна показывала нам, что в произведениях бурлит настоящая жизнь, что там живые герои, и не увлечься этой жизнью было невозможно. Она научила нас понимать поэзию, мы читали и разбирали писателей, которые были в опале и которых не издавали. Солженицына например. Фрида Наумовна была у нас классным руководителем, и мы много времени проводили с ней вне школы. Учитель — особая профессия, она многое дает человеку. Я много лет отработала воспитателем в детском саду, и это дало тот стержень и ту закалку, которая помогает мне до сих пор.
Алексей Канаев, заместитель председателя Законодательного собрания Вологодской области:
— Учителей было много, и каждый внес свою лепту в мое формирование. Но главным в жизни я без раздумий назову моего классного руководителя в школьные годы Марьяну Ивановну Барашкову.
Она преподавала нам русский язык и литературу. Думаю, многие мои одноклассники могли бы назвать Марьяну Ивановну любимым учителем. Она была добра ко всем ученикам без исключения, и делала все возможное, чтобы каждый мог раскрыться, показать свои таланты. Даже в те советские годы на ее уроках было позволено вступать с учителем в дискуссию, открыто высказывать свое мнение.
Марьяна Ивановна умела объединять самых разных людей вокруг себя. В том, что мы были очень дружным классом, как я теперь понимаю, была огромная заслуга классного руководителя. Она научила нас любить слово, любить чтение. Как она это делала? Не знаю как, но это работало. Она так умела поставить вопросы по поводу того или иного литературного произведения, что ты загорался и старался самостоятельно найти ответы. И у каждого были свои ответы.
Была ли строгость? Была. Учитель без нее не может работать. Но строгость Марьяны Ивановны была мягкой и интеллигентной. Ее слова порицания не обижали и не ожесточали, но заставляли задуматься о содеянном проступке.
Сергей Торопов, генеральный директор дивизиона «Северсталь Российская сталь»:
— Слово «наставник», конечно, вызывает в памяти мысли о многих людях. Но одним из наиболее ярких стал Константин Зелимханович Дзарахохов в бытность его начальником второго листопрокатного цеха Череповецкого металлургического комбината.
Безусловно, он был харизматичным человеком от природы, но многое у него хотелось перенять из тех черт, которые каждый способен выработать в себе самостоятельно. Прежде всего лидерство. Он выработал у нас, тогда еще начинающих работников, желание идти к цели, не отступать и добиваться задуманного. Конечно, этого не достичь, не зная ситуации изнутри. Поэтому мне особенно запомнились утренние обходы в цехе и разбор ситуации. Все его вопросы были четкими, по делу. Мы все видели компетентного руководителя, готового выслушать. Но и спрашивал он жестко. Тем самым уберег, я считаю, от чванливости, зазнайства, самоуспокоенности. Он растил людей, не боялся соперничества. Очень грамотно вел ротацию молодежи с целью попробовать на том или ином руководящем месте. Пожалуй, это те самые важные качества моего наставника, которые я всячески стараюсь сберечь и приумножить уже в своей практике руководителя.
Леонид Лавров, начальник управления культуры мэрии Череповца:
— Мне повезло с учителями. Назову двоих, потому что они оба очень сильно повлияли на меня. Начну с моего театрального учителя Юрия Николаевича Пасынкова. Потрясающий актер, режиссер, чтец, человек.
Когда я с ним встретился, Юрий Николаевич был режиссером народного драматического театра.
Чему он научил? Многому. В первую очередь театральной аналитике. Кто-то постигает театр, окончив профильный вуз. Но мне ближе американский подход, когда делу учатся непосредственно у мастера. Юрий Николаевич и был для меня этим Мастером.
Вторым главным учителем в жизни был для меня Леонард Яковлевич Маловицкий, заведующий кафедрой русского языка и языкознания пединститута. Он был одним из ярчайших лингвистов России.
У него я учился науке, учился работать с людьми, учился мысли. Да и жизни, в общем, тоже у него учился. Леонард Яковлевич раскрыл мне такие грани человеческих возможностей, о которых я не подозревал.
Леонид Нестерчук, бывший военный комиссар Череповца, директор волейбольного центра:
— Был человек, который в полном смысле слове изменил мою жизнь и предопределил мою судьбу. Я вырос в детдоме, после окончания школы-интерната был на распутье — куда пойти, в гражданский или военный вуз. Дело было в городе Хмельницком на Украине.
И тогда наш воспитатель Георгий Васильевич Соколович доходчиво рассказал мне, что меня ждет, если я выберу тот или иной вариант. Иными словами, доказал, что воинская служба для меня самое подходящее дело. И я послушался его совета, пошел в военное училище. Я не сразу понял свое предназначение и на первом курсе решил было уйти, и в этот сложный для меня момент мы снова встретились с Георгием Васильевичем. И ему снова удалось аргументами, добрым словом, участием убедить меня в том, что я рожден для воинской службы. Он следил за моей судьбой, был рядом в трудные периоды.
После окончания училища Георгий Васильевич провожал меня к первому месту службы, на Чукотку. После этого мы пересекались всего два раза, но я до сих пор очень часто его вспоминаю. К сожалению, он давно ушел из жизни. Я благодарен Георгию Васильевичу за его советы, я стал военным и ни на секунду об этом не пожалел.
Текст: Сергей Виноградов
Фото: из архива героев
Источник фото: espicture.ru