Наш журналист решил провести отпуск на российском полуострове, но прежде ему пришлось испытать все прелести гигантских очередей на паром.
Анапа, Сочи, Адлер... Я судорожно стал вспоминать названия курортов, которые находятся неподалеку от порта Кавказ. Все потому, что только что гаишник меня огорошил информацией, что переправа в Крым займет 20–24 часа. Сутки! И это при том, что дней пять назад эта операция занимала час-два. Вот и навигатор мне радостно сообщает, что до прибытия в Феодосию остается всего лишь три с небольшим часа, а позади уже 2800 километров.
Когда встаешь в очередь, сложно понять, насколько далеко находится место посадки на паром. |
Первое и самое логичное, а может быть, и самое верное решение в такой ситуации — развернуться на 180 градусов и отправиться отдыхать на традиционный российский юг. Но желание спустя пару лет вновь вернуться в Крым, а также природное (журналистское) любопытство заставляют меня испытать на себе все прелести переправы на пароме.
Первое, что вызывает возмущение, — мимо очереди почему-то регулярно проезжают автомобили. За все время таких набралось с сотню. Когда гаишник меня запускал на первую стоянку, я поинтересовался у него причиной такой ситуации. «Я захотел — и пропустил их. Это мое дело», — ответил он мне. Но тут же поправился, отметив, что у всех этих людей есть право на льготное попадание на паром. Я позже пытался на сайте переправы найти список льготников, но не вышло. В очереди же говорили, что право на подобную преференцию имеют, в частности, инвалиды первой группы. Как же много их хочет попасть в Крым, да еще и на дорогих иномарках. |
На всякий случай записываю в блокнот, что в очередь мы встали в 14:39 по местному времени. Впереди стоит машина из Татарстана, а позади — из Перми. Вот моя компания на ближайшее время. Сразу же включаю приложение Zello на телефоне, чтобы послушать тех, кто стоит в этой же очереди. Становится понятно, что причина очередного коллапса — шторм, который был накануне, из-за чего переправа не работала. Вот и скопилось несколько тысяч автомобилей по обе стороны.
Дорога к переправе пролегает между Таманским заливом и Азовским морем. Часть людей решают не откладывать отпуск и купаются на пляже, пока водители продвигаются в очереди. |
Кто-то предпочитает купанию игру в волейбол. |
Вдоль дороги есть киоски с водой и едой. Булки стоят по 70 рублей, литр лимонада — 60 рублей. |
Очередь движется очень медленно. Проехав около четырех километров, в 18:20 мы попадаем на организованную стоянку для автомобилей. Тут специально обученный человек измеряет машины и выдает квиточки для покупки билетов на паром. Еще час в очереди к кассе, 2012 рублей — и ты становишься обладателем нескольких билетиков. Лично я через пару часов стояния в очереди стал как-то спокойнее относиться к происходящему, даже с интересом.
Машины аккуратно расставляют по рядам, каждый из которых тут называют «ручейком». Таким образом работники стоянки могут легко определить, сколько автомобилей надо выпустить, чтобы они все влезли на паром. Кстати, в комментариях писали, что в Крым пытаются попасть исключительно граждане на «Логанах» и «Жигулях». Это не так — в очереди было полно очень дорогих иномарок. |
На стоянке есть туалет, душ, кафе. Тут же всем раздают рекламу крымских отелей (такая услуга обходится им в 12 тысяч рублей за 30 тысяч буклетов). |
Мне выдали талон №1626. Насколько я понимаю, именно столько автомобилей переправили в Крым в этот день. |
Я уверен, что этим БМВ управляет инвалид первой группы. А как иначе? Не могли же сотрудники ГИБДД пропустить уважаемого гражданина вне очереди по иным причинам. Или могли? |
Кажется, что после покупки билета тебя вот-вот отправят на паром, но это не так. Со стоянки мы выехали лишь в 21:40, или спустя семь часов после приезда к переправе. Еще пять часов мы очень медленно продвигались к порту Кавказ. Мимо же по-прежнему продолжали проезжать престижные иномарки. «У него липовая справка», — говорили в рацию люди из очереди, предлагая остановить. А что еще остается делать, если сотрудники полиции за деньги пропускают машины? Получается, что только сами люди в этой ситуации могут навести порядок.
На стоянку в порту мы попадаем лишь в 2:31. Ранее мне не приходилось переправляться на подобных паромах, а потому смотрю на их загрузку с интересом. |
Еще спустя полтора часа подходит наш паром, который, кстати, принадлежит Греции. Погрузка на паром происходит исключительно организованно. |
Переправа через пролив занимает минут 20–30. Все это время можно провести в автомобиле... |
...или в комфортном салоне. Тут же предлагают натуральный кофе по 80 рублей и бутерброды с колбасой по 100 рублей. |
В 5:14 мы выезжаем с парома и отправляемся в сторону Феодосии. |
Итого на переправу ушло около 14 часов. Много, очень много. Мне сложно представить, каким образом люди проводили в очереди по 30–40 часов в августе, в самое пекло. Я бы точно на такой эксперимент не решился. Увы, такие заторы на переправе неизбежность, поскольку те же штормы случаются. Конечно, можно несколько уменьшить очереди, не пропуская псевдольготников или каким-то образом увеличив количество паромов (сейчас их работает шесть), но кардинально решить проблему может только строительство моста или тоннеля. Так что пока Крым доступен лишь для тех автотуристов, которые готовы к подобным испытаниям.
Источник фото: Сергей Панин