Череповчане читают несуществующие СМИ
В минувшую пятницу кафедра рекламы и связи с общественностью ЧГУ представила журналистам города результаты исследования медиапредпочтений жителей города, которые провели студенты под руководством преподавателей кафедры. В ходе опроса была предпринята попытка количественной и качественной оценки аудиторий местных и областных СМИ. Опросу подверглись как предпочтения в области телесмотрения и радиослушания, так и в области печатных СМИ и интернета.
Результаты исследования получились неоднозначными.
Например, в рейтингах печатных СМИ высокие позиции «заняли» СМИ, которые в городе никак не представлены (они не продаются в розницу в городе, а подписка не превышает нескольких десятков экземпляров) никак и даже не выходят несколько лет. Речь идет об изданиях, которые череповчане вряд ли вообще когда-нибудь слышали: «Вологодская неделя» и «Вологодские новости».
Аналогично в рейтинге интернет-СМИ высокое четвертое место в рейтинге занял сайт череповец. рф, закрытый более года назад.
Организаторы исследования на пресс-конференции не смогли внятно объяснить этот факт.
- С одной стороны, хорошо, что кафедра старается проводить какие-то исследования в области медиа в Череповце, - прокомментировал результаты исследования генеральный директор медиахолдинга «Форвард-медиа» Валерий Бурцев. - Особенно интересной была бы попытка качественных исследований местных СМИ и оценка рейтинга ТВ и радио. Ведь иного способа оценки популярности ТВ и радио кроме как данными опросов пока не придумано(правда на федеральном уровне используется ряд технических устройств, которые сильно повышают качество исследования).
Ценность опроса медиапредпочтений в области интернет-СМИ и печатных СМИ вызывает куда больше вопросов. Поскольку для оценки популярности этих СМИ есть куда более «твердая валюта», чем некие опросы, качество которых обеспечить очень трудно, особенно на местном уровне.
Все рекламодатели в сфере интернета (к в мире, так и в России) давно используют данные автоматических счетчиков, которые замеряют объем популярности любого интернет-ресурса. У всех лидеров рынка города (gorodche.ru, cherinfo, 35 media, vse35) открытый доступ к статистике, по которым можно составить представление об уровне популярности ресурса.
То же самое касается и платных печатных СМИ. Есть открытые данные по тиражам и его продаваемости. Их динамика и показывает реальный интерес жителей города к тем или иным СМИ.
Любые опросы на эту тему дают лишь сильно искаженную информацию. Это похоже на ситуацию, когда главный бухгалтер предприятия для получения данных по размерам зарплаты на предприятии поручает студентам провести опрос на эту тему на улице. Вместо того, чтобы сопоставить расчетные ведомости, которые у него есть в бухгалтерской программе. Что касается рейтингов несуществующих СМИ, то видимо, часть студентов не сильно напрягаясь, просто вписали в результаты опросов названия СМИ, которых они когда то слышали, не проверив, существуют ли они не сегодняшний день или нет.
Иван Беляев*
Источник фото: Gorodche.ru
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов