Артем Быстров, начальник департамента здравоохранения области: «В юности думал, что врачи никогда не болеют»

От космонавта к врачу
— Вы учились в медико-биологическом классе. Выходит, уже в школе определились с профессией?
— Это произошло лет в 15. Профессию я выбирал долго. В детстве мечтал стать космонавтом, причем на полном серьезе. Как и многие мои сверстники, кстати. Тогда как-то все знали, кто из наших покорителей космоса в данный момент на орбите. Интересовались небом, звездами, ракетами. Когда переболел космосом, появилось желание пойти по стопам обоих своих дедов и стать машинистом тепловоза. Я каждое лето отдыхал на родине родителей, в Бабаеве, и вдоволь полазил по локомотивам. Позже хотел пойти работать в лесную промышленность, как отец. Но стал врачом.
В девятом классе, когда мы изучали анатомию и физиологию человека, у меня вдруг появилось ощущение, что в этом столько тайн скрыто, а отсюда родился и интерес. К тому же была иллюзия, что врачи, которые знают все о болезнях, сами никогда не болеют, что стало еще одним плюсом в пользу профессии. Результатом моего увлечения стало поступление в медико-биологический класс 10-й школы Череповца — о наборе я узнал благодаря объявлению в газете.
— Кому вы дали свой первый медицинский совет или рекомендацию?
— Трудно сказать. Подобных советов я не припомню. Зато сохранилась память о моей первой медицинской манипуляции. После седьмого класса мы ездили в трудовой лагерь в Алушту, собирали лепестки роз и лаванду. Перед отъездом в Крым нас привили от клещевого энцефалита. И правильно сделали: с укусами клещей столкнулись многие из ребят в нашем отряде. Так что приходилось удалять присосавшихся насекомых и у себя, и у товарищей.
Не кричу, а договариваюсь
— Вы врач-кардиолог. Почему выбрали сердце?
— После школы я поступил в Яро-славскую медицинскую академию, которую окончил по специальности «Лечебное дело». Кардиологию выбрал на пятом курсе. Еще студентом стал ходить на дежурства в кардиореанимацию одной из ярославских больниц и очень скоро понял, что мне это интересно. Интересно принимать быстрые ответственные решения, интересно работать не только головой, но и руками. Окончив академию и интернатуру, я пришел в кардиореанимацию череповецкой городской больницы № 1. Туда, куда хотел и стремился.
Потом была ординатура и приглашение возглавить отделение кардиологии городской больницы № 2. Предложение было неожиданным — я всегда представлял, что буду работать врачом-лечебником, и никогда не думал о должности руководителя. Вскоре мне предложили перейти в медсанчасть «Северсталь», с которой я был тесно связан по работе в кардиологии. Этот переход открыл для меня новые перспективы, в том числе и управленческие .
— Как принимали молодого руководителя ваши коллеги?
— Замечательно принимали, я оказывался в дружных коллективах и в атмосфере доброжелательности. Я не ощущал себя чужаком или варягом, пришедшим со стороны. Я ощущал поддержку людей, за что им безмерно благодарен.
— В одном из интервью вы рассказали о том, что опытный коллега посоветовал вам в работе руководителя брать пример с героя советского фильма «Председатель». Но ведь в нем персонаж битый час кричит и топает ногами. Вы переняли этот громкий стиль руководства?
— Нет, это не мое. Мой стиль руководства более демократичный. Я считаю, что нужно уметь слушать людей и уметь договариваться. А когда договоренности достигнуты, требовать их выполнения. И тут колебания и шаги в сторону неуместны. Что касается фильма «Председатель», то главный герой поучителен не стилем руководства, а умением вдохновлять людей и своими менеджерскими приемами, с помощью которых он добивается цели.
— В продолжение темы кинематографа. На вашей страничке в социальной сети с удивлением обнаружил, что один из ваших любимых фильмов — «Унесенные ветром». А еще говорят, что все врачи циники…
— Во мне немало романтики! Всегда любил прекрасное — музыку, живопись, литературу. С раннего детства моим любимым занятием было чтение. Я целиком прочитал детскую библиотеку, которая располагалась неподалеку от нашего дома, и книги во многом сформировали мой внутренний мир.
— Немалая часть русской классики написана врачами — в белых халатах ходили Чехов, Булгаков и другие писатели. А вы не пробовали сочинять?
— Были попытки во время учебы в академии, но безуспешно. Писал стихи. И есть такие, которые и сейчас не стыдно вспомнить.
Не обижаться и не торопиться
— Вопрос как к специалисту. Сердце — главный орган человека?
— Пожалуй, да. Я бы сказал, один из главных. Древние люди полагали, что сердце не только механизм для перекачивания крови, но и вместилище души. И по сей день с сердцем связывают такое важное чувство, как любовь. Интересный орган, поэтичный в своем роде. Злых людей мы часто называем бессердечными. Между тем уже сегодня появились медицинские устройства для временного замещения работы сердца, и прогресс не стоит на месте.
— В народе считается, что меньше всего проблем с сердцем у тех, кто спокоен, как удав, и не «парится» по поводу проблем. У этого убеждения есть какое-то медицинское основание?
— Бесспорно. Это не миф, это научный факт. То, как человек воспринимает стрессы, во многом определяет его здоровье. Люди, принимающие все близко к сердцу, им-то как раз и рискуют. Негативные эмоции повышают количество гормонов стресса в крови, они повреждают сосуды, в том числе и сосуды сердца, что может привести к развитию заболеваний. Знаете, в Америке существует Лига сердца, которая разработала свои заповеди. В их числе — не обижаться, не торопиться и не огорчаться. У позитивных и открытых людей риск сердечных заболеваний ниже. Смех мобилизует внутренние ресурсы человека в борьбе против негатива, который порой преподносит нам жизнь.
— Часто так бывает, что молодые амбициозные трудоголики со временем вынуждены обращаться к кардиологам. Про них говорят: загнал себя, сгорел на работе. Вы специалист по сердцу и знаете об этой опасности. Как вы определяете, когда следует сказать себе: «Стоп машина, пойду отдохну»?
— Вот это по-настоящему сложный вопрос для людей, которые много работают. Как найти разумный баланс между своими возможностями и задачами, которые стоят перед тобой. То есть и задачи выполнить, и отдохнуть, и семье уделить время и силы. Я не могу сказать, что я успешно решил эту проблему для себя и нашел искомый баланс. Я до сих пор в поиске. Бывали и в моей жизни определенные кризисы на этой почве, но мне удавалось их преодолевать. Меня всегда выручала поддержка семьи — улыбка твоего ребенка снимает любую усталость после тяжелого рабочего дня. Еще я люблю музыку, и она тоже помогает мне прийти в себя и привести в порядок мысли. Ну и конечно, спорт позволяет развеяться и дает заряд бодрости.
— Каким видом спорта вы занимаетесь?
— Когда я был подростком, занимался лыжными гонками и спортивным ориентированием. Увлекательный спорт. Требует выносливости и смекалки. В более старшем возрасте открыл для себя хоккей — еще во время учебы в Ярославле увлекся. Хоккей — самый яркий спорт, по моему мнению. Играл защитником, не жестким, но старательным. Уже работая в медсанчасти «Северсталь», я по вечерам гонял шайбу в «Алмазе» вместе с металлургами и ветеранами хоккейной команды. Сейчас на лед времени не хватает, но спорт стараюсь не бросать. Переключился на фитнес, один-два раза в неделю посещаю спортзал. Занимаюсь для себя, рекордов не ставлю.
— Вам нравится, как вы смотритесь в белом халате? Военным мундиры шьет Юдашкин, форма для полицейских тоже постоянно меняется… А врачи всю жизнь ходят в скучных халатах.
— В белом халате я чувствую себя очень комфортно. Тут, на мой взгляд, дело не в покрое, а в том, что белый халат олицетворяет. А олицетворяет он чистоту намерений, открытость, честность и принадлежность к группе людей, с которыми ты одной крови. Это главное. А те, кому не нравится покрой халата, могут приобрести или заказать более стильную медицинскую одежду. В Питере, к примеру, работает компания, которая шьет униформу для модных медработников. За рубежом и вовсе далеко продвинулись в этом вопросе.
С будущей женой я познакомился на свадьбе
— Многие врачи жалуются, мол, когда признаешься в компании, кем работаешь, люди выстраиваются в очередь со своими болячками. Есть такая проблема?
— Не без этого (смеется). Но только это не проблема! Вопросы задают. И самые разные. Чаще о своем здоровье и здоровье близких, но могут спросить совета — что делать, если кошка плохо ест? В Интернете ходят шутки о персонаже по имени Тыжврач. Тыжврач по определению круче простого врача, потому что знает все. Ничего плохого в том, что люди спрашивают совета у врача, пусть и в неподходящей обстановке, я не вижу. И в совете никогда не откажу.
— Поговорим о семье. Ваша супруга тоже медик?
— Нет, по специальности она экономист. Мы познакомились не в медицинском учреждении, а на свадьбе моего друга, с которым мы вместе учились в Ярославле. Он оказался двоюродным братом моей будущей жены. Ухаживать я начал прямо на свадьбе. Нашим отношениям в этом году исполняется десять лет.
— Вопрос о детях. Вы отец двух дочерей и сына. Дома когда-нибудь бывает тихо?
— Редко (улыбается). Трое детей требуют внимания и ухода, и этот титанический труд почти целиком лег на плечи моей жены Ольги, плюс ко всему нам очень помогает ее мама. Старшей дочери уже шестой год. Она любит нянчиться с маленьким братом, старается помогать маме. Иногда эта помощь создает дополнительные проблемы, но ее желание быть полезной нас радует. Радует и то, что она мечтает стать детским доктором. Я готов поддержать это желание. Помню, как один мой старший коллега, с которым мы нередко обсуждали непростые медицинские будни, сказал мне однажды слова, которые я запомнил на всю жизнь: «Твоим детям никогда не будет стыдно сказать, что их отец — врач».
Текст: Сергей Виноградов
Фото: Елена Манжелей
Организация фотосессии: Елена Боронина
Источник фото: Елена Манжелей
