Почему зимой гибнут люди на реках и озерах Вологодчины?
Одно из последних «водных» ЧП случилось недавно в Шекснинском районе, в районе Демидовского острова. По предварительной версии, снегоход, на котором находились двое мужчин, ушел под лёд посреди Волго-Балта. Пассажирам удалось выбраться, но один из них, вымокший и обессиленный, не смог дойти до берега.
Не рыбные места
Его товарищ, оставив 42-летнего пострадавшего на льду, отправился за помощью. Однако, когда спасатели прибыли на место, они нашли только куртку несчастного. Предположительно, сам он провалился под лед и утонул, но его тело найти так и не удалось.
Случаи гибели людей в подобных ситуациях не так уж редки: зимой 2011-2012 годов навсегда «ушли под лед» 9 вологжан, годом раньше — 11. Самым громким ЧП, безусловно, стала гибель в марте этого года 5-летнего Роберта Ванинова из Вытегры — его нашли только два месяца спустя. Хотя чаще всего жертвами льда все-таки становятся рыбаки.
– Основными причинами несчастных случаев, как правило, является выход на лед в период его становления и таяния, – говорит главный государственный инспектор области по маломерным судам Валерий БЕККЕР. – Люди выходят или выезжают на транспортных средствах на неокрепший лед для подледного лова рыбы.
Как предотвратить?
Мало кто знает, что санкционированных ледовых переправ, по которым можно безопасно переходить и ездить на машинах, в области всего десять. Из них четыре — в Нюксенском районе, три — в Великоустюгском, и по одной — в Шекснинском, Междуреченском и Тотемском. При этом закон четко устанавливает правила эксплуатации таких объектов: например, они должны быть оборудованы шлагбаумами, на переездах должны стоять тягачи, при них обязаны постоянно находиться дежурные.
Во всех остальных случаях человек, по сути, сам берет на себя ответственность за возможные ЧП. Но «легальных» переправ все-таки слишком мало, чтобы обеспечить потребности пешеходов, автомобилистов, рыбаков. Поэтому спонтанно возникают другие ледовые дороги и тропинки.
По словам Валерия Беккера, спасатели, наряду с обязательными мерами по закрытию несанкционированных переправ, ежегодно принимают меры по предотвращению несчастных случаев. Так, каждую зиму проходит более 300 рейдов по патрулированию водных объектов, распространяются тысячи листовок-памяток о том, как вести себя на льду. Среди последних предложений государственной инспекции по маломерным судам — организовать работу постов спасателей в местах наибольшего скопления рыбаков, обустроить автостоянки на берегах, организовать доставку людей к местам подледного лова рыбы. Однако проблема в том, что районные власти далеко не всегда идут навстречу этим пожеланиям.
– На настоящий момент не представили информацию о планируемых ледовых переправах следующие администрации муниципальных образований: города Вологды, Белозерского, Вашкинского, Вытегорского, Никольского, Устюженского, Усть-Кубинского и Череповецкого муниципальных районов, – говорит Валерий Рудольфович.
Что нужно знать, выходя на лед:
1. Безопасным для человека считается лед толщиной 7 см и более. Самый прочный лед — голубого цвета, у белого прочность вдвое меньше. Серый, матово-белый или с желтоватым оттенком лед — ненадежен.
2. Если на улице более трех дней держалась температура «выше ноля», то прочность льда снижается в 2 раза.
Олег НЕЧАЕВ