От беды не защищен ни сотрудник, ни шеф.
Случаи производственного травматизма в области происходят все чаще. Доходит до нелепости. Последний пример: рабочий, нанятый водителем, был привлечен к сварочным работам, и погиб. Трагедия случилась не из-за отсутствия нужных навыков у водителя-сварщика, а от того, что он коснулся плохо заизолированной скрутки проводов. Подобных примеров много, но работодатели не спешат улучшать условия труда. Почему?
Ни денег, ни времени
Из-за большого числа производственных травм и гибели людей, особенно в период заготовки кормов и уборочных работ на селе, тревогу бьет региональная трудинспекция. Мы спросили горожан, чувствуют ли они себя на роботе защищенными и заботятся ли сами о безопасности труда. В ответах оказалась огромная разница.
- О нас заботятся, даже запрещают ездить на личном автомобиле в рабочее время, признался служащий фирмы, где несколько лет назад в автокатастрофе погибли все руководители.
- Это не забота о безопасности труда, а еще один повод раздеть предпринимателя, заявил глава одного из небольших предприятий. – У меня работников мало, и нет ни времени, ни денег, чтобы держать еще одну вакансию – человека, который бы занимался охраной труда. Сам я это не потяну, бухгалтеры тоже перегружены, потому что законы меняются слишком часто. А найти хорошего работника сейчас огромная проблема – пьют все и разленились.
Виновата «скрытая занятость»?
В трудинспекции с такими ответами знакомы. Здесь читают, что руководители слишком увлеклись погоней за универсальным работником, который может все, а просит мало. При этом они забывают о конституционном праве – работать в безопасных условиях труда.
- Трудовая инспекция не ставит своей целью закрытие предприятия, - уверен заместитель руководителя Государственной инспекции труда в Вологодской области по охране труда Александр Самойлов. – Но у нас есть жесткие рычаги побуждения работодателя обратить внимание на выполнение требований охраны труда. Очень не приятно, когда это происходит в рамках расследования несчастных случаев. Когда люди травмируются или гибнут, диалог вести поздно. Но, поверьте, тот, кто хочет работать, он работает.
Однако, по мнению чиновника, не редко возникает другая проблема – вологжане сами соглашаются работать без оформления.
- Репрессивными методами невозможно исправить ситуацию, которая сложилась в головах у людей, - заявил он. – Только трудовой договор дает гражданину защищенность. Но у нас в обществе есть проблема «скрытой занятости» и множество тех, кто сам не хочет оформлять с работодателем трудовые отношения. Это, например, злостные алиментщики и те, кто при трудоустройстве теряет социальные льготы.
Но пока бороться со «скрытой занятостью» у нас нечем. С одной стороны, работодателям объясняют, что если травмированный работник в судебном порядке установит факт трудовых отношений, то предпринимателю пожизненно придется выплачивать причитающиеся по закону выплаты. С другой стороны, если суд признает отношения трудовыми, задним числом взносы в фонд социального страхования не примут. То есть, нетрудоспособному работнику после восстановления прав по суду спрашивать выплаты все равно придется с предпринимателя. А долго ли они нынче живут? Большинство – около трех лет, чтобы избежать проверок.
Нарушение технологического процесса и неудовлетворительная организация производства работ – главные причины несчастных случаев с тяжелыми последствиями, по данным ГИТ.
Ольга Николаева
Источник фото: apruo.ru