Страсти по шашечкам: таксисты не спешат выходить из тени
Уловки и протест
На улицах города, особенно в часы пик и вечером, такси взять сложно. Узнать машину – тоже. Вместо пресловутых «шашечек» ориентироваться можно на зеленое мерцание на лобовом стекле в виде слова TAXI, на таблички и желтые светильники. Вся эта атрибутика часто пропадает, как только пассажира принимают в машину. Берут тоже не всех. Таксисты знают, что, попадись они патрулю, язык клиента – главное доказательство их незаконной деятельности.
Но меньше таксистов не становится.
- Раньше лето для нас было сезоном спада – снижалось число и заказов, и работников, - рассказал Юрий Тарбаков, руководитель фирмы, оказывающей услуги по перевозке пассажиров в Вологодской, Архангельской и Ярославской областях. – Но в это лето к нам приходит небывало много людей. Среди них многие были предпринимателями, получали разрешение, но разорились и возмущены. Люди говорят: работаю в городе на своей машине, она ломается, случаются и ДТП, а страховые платят не вовремя, да еще и цены занижают в разы. Бензин дорожает, взносы в разные фонды – тоже. У клиентов же зарплаты не растут. И все это – на фоне сообщений о коррупции. Зачем, говорят люди, мы будем отдавать в бюджет кровные, если завтра их оттуда украдут? Особенно водителей возмущают обещания отобрать их личные машины. Чтобы это было логичным, считают они, нужно конфисковать квартиры у тех, кто незаконно сдаёт их в аренду.
Однако по официальной статистике число зарегистрированных таксистов увеличивается слабо. На всю область их меньше 1,5 тысяч.
Понятия подменили
Разрешение, например, в Вологде стоит всего тысячу рублей. Однако документ выдается только юридическим лицам или предпринимателям. Из этого вытекают дополнительные расходы. В год «частник» обязан запла тить около 36 тысяч рублей в страховые фонды и порядка 2,5 тысяч рублей налога. К этому придется прибавить траты на предрейсовый медконтроль, дважды в год – на техосмотр и прочее, прочее. Такие убытки многим провинциалам кажутся чрезмерными. Закон позволяет им радикально сэкономить, нанявшись в официальную фирму такси. Однако на Вологодчине таких предприятий немного.
– После отмены лицензирования в сфере легковых таксомоторов образовался правовой вакуум, – объяснил начальник управления транспорта департамента дорожного хозяйства и транспорта области Валерий Попов. – С 2005 года в Вологде и области вместо фирм такси стали появляться организации, оказывающие услуги радиосвязи, неподконтрольные Ространснадзору.
Всё, за что «телефонная» компания отвечает юридически, это свести клиента и исполнителя. По новому закону она даже может получить разрешение на перевозку пассажиров легковым такси, но проконтролировать её некому.
Пока же «прослойка» между государством и «бомбилами» не вернулась в правовое поле, водителям приходится заниматься извозом на свой страх и риск. И именно с таксиста, как с лица, крайнего в этой цепочке, сейчас спрашивают аж три структуры – ГИБДД, налоговая и муниципалитет. Часто они организуют совместные рейды. По последним данным ГИБДД, проведены 182 рейда, проверены 390 автомобилей, составлено 179 протоколов. Правда, штрафы пока гораздо ниже официального пропуска в профессию – 5 тысяч рублей.
Ольга Николаева
Источник фото: rus-obr.ru