Налоговую оптимизацию признают уголовным преступлением
Силовики убеждены, что налоговый кодекс рассчитан на добросовестного налогоплательщика. Именно поэтому, по их мнению, в практике налогообложения широкое распространение получили откровенно недобросовестные схемы ухода от налогообложения. Они основаны на мнимых и притворных сделках, фиктивных реорганизациях и использовании организаций с ненадлежащей юридической личностью.
В СК не хотят мириться с подобным положением дел, а потому внесли в Госдуму закон, в котором запрещается злоупотреблять гражданскими правами в сфере налогообложения. В частности, предлагается ввести новые термины: «налоговая оптимизация» (снижение суммы подлежащих уплате налогов или сборов любым не запрещенным Налоговым кодексом способом), а также «фиктивная организация» и «фиктивная хозяйственная деятельность». Проектом закона предусматривается установление прямого запрета на совершение фиктивных хозяйственных операций, а также на использование в деятельности налогоплательщика фиктивных организаций, пишет «Российская газета».
Александр Бастрыкин, глава Следственного комитета:
— Реализация указанных предложений позволит существенно снизить объем откровенно недобросовестных схем ухода от уплаты налогов, придать процессу налогообложения более цивилизованный вид, приблизить законодательство о налогах и сборах к мировым стандартам противодействия злоупотребления гражданскими правами в области налоговых правоотношений.
Законопроект предусматривает внесение поправок в административный и уголовный кодекс. В частности, предлагается виновных лишать права на определенный срок создавать новые организации.
Юристы, опрошенные Порталом Gorodche.ru, считают инициативу Бастрыкина популистской.
Роман Речкин, юрист:
— Введение новых понятий «фиктивная организация» и «фиктивная хозяйственная деятельность» неизбежно приведет к произвольному толкованию этих понятий следствием. Вообще у наших чиновников и законодателей есть некая иллюзия, что для решения вопроса достаточно что-то законодательно запретить. Попросту Следственный комитет не умеет расследовать налоговые преступления. Введение новых категорий с неясным содержанием не просто не поможет расследованию налоговых преступлений, оно еще больше осложнит его.
Напомним, что Следственный комитет занимается расследованием налоговых преступлений с 2010 года.