Она написала самый страшный дневник в истории. Что стало с Таней Савичевой из блокадного Ленинграда?

AMCFN
AMCFN
Кто не помнит эту жуткую строчку, которой она завершила свой дневник: «Умерли все. Осталась одна Таня»? Эти 9 страниц записной книжки, исписанные карандашом, – самый скорбный символ Великой Отечественной войны.

Родилась Таня 23-го января 1930 года. Семья Савичевых – большая и дружная: мама с папой, два брата Миша и Лёка и две сестры Женя и Нина. У Таниного отца – пекарня, кондитерская и кинотеатр. Но в 1930-е гг. стали отбирать частную собственность, сопровождая процесс ссылкой предпринимателей за 101-й километр. Туда-то и выселили семью Савичевых. Этого не пережил отец Тани – он тяжело отнесся к потерям, его постоянно беспокоила мысль о невозможности нормально содержать многочисленную семью. В итоге у него выявили рак, который свел мужчину в могилу.

А семья через какое-то время перебралась снова в Ленинград. Их приютила родная бабушка Тани – в доме 13/6 на 2-й линии Васильевского острова. Девочка вместе с братьями и сестрами, бабушкой и мамой стали жить в квартире №1, а над ними – братья Таниного отца: дядя Лёша и дядя Вася.

Жизнь шла своим чередом. Но вот наступил 1941-й год. Савичевы хотели отправиться в отпуск. И передумали, поскольку 22-е июня – День рождения бабушки. А оставлять ее одну в такой праздник никому не хотелось. Еще утром жизнь была мирной и уютной – Таня вручила свой подарок имениннице. А уже в 12:15 Вячеслав Молотов, нарком иностранных дел СССР, объявил по радио о Великой Отечественной войне. И Савичевы остались в Ленинграде.

8-е сентября 1941 года – начало ленинградской блокады. Однако Савичевы уверены: вместе выживут. Время шло – и каждый чем мог, помогал стране: сестра Нина рыла окопы, Женечка стала донором крови, Танина мама шила солдатскую форму, а сама Таня собирала бутылки, необходимые под зажигательную смесь. Михаил ушел воевать. Но других мужчин на фронт не взяли: дядья Тани не подходили по возрасту, а брата Лёку подвело зрение.

Как-то в один из зимних вечеров Таня убиралась в квартире и нашла Нинину полупустую записную книжку. Эта крохотная тетрадка и стала позже страшным дневником войны. Тем более первая запись не заставила себя ждать – и рядом с буквой «Ж» детским почерком, карандашом, вывелись слова: «Женя умерла 28 дек в 12.00 час утра 1941 г.».

Женя, не взирая на почти полное истощение, ежедневно ходила 7 км. до завода и обратно, сдавала кровь. Но 28-го декабря вернуться не смогла – умерла на руках Нины, своей сестры.

Вторая запись случилась почти через месяц. У буквы «Б» Таня написала: «Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г.». Пожилая женщина скончалась от дистрофии – из-за постоянного недоедания. Она просто не могла есть, зная, что ее внуки голодают. И отдавала им, что можно.

А 28-го февраля 1942 г. исчезла сестра Нина. Савичевы пытались выяснить, что с ней произошло. Но их попытки оказались тщетны. Однако Таня не хотела верить в смерть родного человека, а потому у буквы «Н» ни одного слова.

В марте – новая смерть от истощения. И около «Л» девочка крупно вывела: «Лёка умер 17 марта в 5 часов утра в 1942 г.».

От голода погибли все.

В апреле Танин дневник пополнился строчками: «Дядя Вася умер в 13 апреля 2 ч ночь 1942 г.». В мае в семье очередная беда: «Дядя Лёша 10 мая в 4 ч. дня 1942 г.». Перед своей смертью мужчина обездвижен, и родные только могут бессильно наблюдать, как он тает, не в состоянии ему помочь.

Но самое страшное произошло спустя 3 дня – напротив «М» 12-летняя девочка наскребла карандашом: «Мама в 13 мая в 7.30 час утра 1942 г.». Следом, каждое на отдельной странице: «Савичевы умерли», «Умерли все», «Осталась одна Таня».

Сама она скончалась 01.06.1944 года.

Осиротев, девочка нашла бабушкину племянницу. Но женщина не обрадовалась, увидев у порога голодного ребенка. Приютила, но каждый день, уходя на работу, выгоняла кроху из дома. И Таня до ночи, пока не вернется родственница, ждала ее на улице либо в подъезде. От истощения девочка едва передвигалась, и в довершение у нее обнаружился туберкулез. Поэтому в 1942-м попала в детдом, откуда летом всех эвакуировали в п.Шатки. А в марте 44-го ослепшую и истощенную Таню переправили в с.Понетаевку, где в доме инвалидов у нее выявили еще цингу и нервное истощение.

1-го июня умерла сама Танечка.

«Ушла», не узнав, что Нина и Михаил живы. Михаил вернулся с фронта. А Нина при эвакуации завода была вывезена в 42-м из Ленинграда. Эвакуация была столь стремительной, что оповестить родных девушка не смогла.

Именно Нина и нашла Танин дневник, когда блокаду с города сняли. В 1946-м году эти 9 страшных листков пополнили выставку «Героическая оборона Ленинграда», потом – экспозицию Государственного Музея истории Санкт-Петербурга, где и хранятся до сих пор.



Источник фото: culture.ru




На эту тему: