Легких денег не бывает: как научить ребенка финансовой грамотности
По словам психолога Аннеты Орловой, отношение ребенка к деньгам формируется именно в семье. Ребенок произвольно или непроизвольно, но копирует повадки взрослых, их отношение к тем или иным вещам, в первую очередь, беря пример с родителей. И финансовое воспитание имеет не меньшее значение, чем культурное, социальное. Ведь, обучаясь пользоваться деньгами, ребенок пробует на себе различные варианты поведения, учится на ошибках и удачах, тренирует определенные навыки.
Вместе с карманными деньгами ребенок получает некий ресурс, позволяющий испытывать чувство ответственности и ощущение свободы. Есть определенная сумма, которую можно «спустить» на сладости или потратить с пользой, возможно, что-то оставить в качестве накопления. Ребенок, выбирая между этими и другими вариантами, чувствует себя более взрослым, он ощущает, что он такой же член семьи, пусть и имеющий несколько ограниченный личный бюджет.
При этом неправильно, как утверждает психолог Орлова, ограждать ребенка полностью от распределения финансов в семье, лишать его карманных денег из-за страха, что он потратит их неправильно. В этом случае ребенок не понимает, как можно обращаться с деньгами, не осознает их ценности и важности вопросов экономии и расчета. Как правило, в более взрослом возрасте такие люди совершают бездумные траты, часто берут кредиты, влезают в долги.
Очень важно использовать карманные деньги как инструмент для правильного финансового воспитания. И здесь,
Во-первых, нужно учитывать возраст ребенка. Дети в младшем возрасте не способны планировать свои дела и траты на длительный период. Лучше утром выдавать небольшие суммы, а вечером вместе подводить итоги, анализируя, на что ребенок потратил деньги. Для школьников постарше можно выдавать сумму с расчетом на неделю или период до месяца. Главное, чтобы у ребенка из-за неправильного расчета, когда у него постоянно деньги будут заканчиваться раньше дня следующей выдачи, не сформировалось негативное мнение о себе, как о неудачнике, который не способен принимать правильные решения.
Психолог советует не использовать карманные деньги в качестве средства наказания. Лишая ребенка финансирования из-за какого-то проступка, родители способствуют нарушению у него чувства безопасности, уверенности в собственных силах, формируя негативное отношение к самим себе. В то же время можно использовать карманные деньги как дополнительный стимул, в качестве поощрении, но только за проделанную добровольно дополнительную работу, которая не входит в ежедневные обязанности подрастающего поколения. Здесь также важно сохранить грань, чтобы любая помощь со стороны ребенка не стала источником дополнительного финансирования и не монетизировалась им.
И, конечно, не стоит забывать про родительский контроль. При этом он должен быть в виде советов, подсказок, но не требований. Иначе опять можно получить обратный эффект, когда ребенок не чувствует, что он принимает самостоятельное решение, получает вместе с карманными деньгами свободу действий. Куда и на что потратить полученные деньги, ребенок должен определять сам, но согласовывая и ставя в известность родителей. При этом, как советует психолог Орлова, в семье должен быть список табу, на что ни при каких условиях тратить деньги нельзя.
Имея личные деньги, ребенок постепенно учится правильно их распределять, ставя перед собой приоритеты, что ему важно, а что может и подождать или не является таким уж и необходимым. Поэтому при грамотном подходе карманные деньги являются одним из эффективных инструментов для формирования самостоятельности, независимости и ответственности у подрастающего поколения.
Фото:
Источник фото: pixabay.com