Древние люди умели развлекаться с полным погружением в представление

AMCFN
AMCFN / Источник:
Археоакустика изучает акустические эффекты в пещерах, где люди каменного века оставили свои настенные фрески. Похоже, что древние художники учитывали акустику пещер и выбирали места для рисунков в соответствии со звуковыми эффектами.

Пионерами новой области исследований стали французские ученые под руководством профессора Парижского университета Егора Резникова, специалиста по старинной музыке. В конце 80-х годов прошлого века он обнаружил интересные акустические эффекты во многих французских пещерах, украшенных рисунками древнего человека. Места для фресок человек палеолита часто выбирал исходя из звуковых свойств пещеры. Нередко на стенах пещер можно найти красные точки, нанесенные охрой.

Смысл этих меток был непонятен, пока профессор Резников не обнаружил, что так отмечены места, отличающиеся сильным эхом или интересным резонансом, если крикнуть либо запеть, стоя в этом месте. В одной из пещер, украшенной фресками бизонов, если громко крикнуть, стоя перед рисунком, многократное перекрывающееся эхо превращает крик в звук, похожий на рев бизона. Это своеобразная "звуковая дорожка" к изображению, о которой позаботились создатели рисунков. Измерения, проведенные в пещерах Ласко, Руффиньяк и Ла-Мут, показали, что звук отражается особенно сильно от тех стен, на которых имеются фрески.

Видимо, в пещерах проходили какие-то магические ритуалы. Колеблющееся пламя факелов и плошек с горящим жиром словно заставляло двигаться нарисованных животных. А звуки, издаваемые жрецами, которые, по-видимому, могли пользоваться и примитивными музыкальными инструментами (в некоторых пещерах находят флейты из костей животных; могли использоваться и бубны), многократно отражаясь от стен и потолка, создавали мощное звуковое сопровождение. Несомненно, такие "представления" оставляли глубокое впечатление.



Источник фото: социальные сети




На эту тему: