С каждым днем участники запрещенного в РФ движения «Талибан» берут под свой контроль все больше афганских территорий. Вчера боевики выбили войска правительства из Кандагара и Герата.
Талибы за неделю захватили несколько больших городов и провинциальных центров. Вчера они взяли Кандагар и Герат. Боевики захватили административные здания, полицейские управления и офисы местных властей. Эксперты считают, что в течение месяца начнется наступление на Кабул.
Активность талибов началась с середины этой весны, когда США с союзниками объявили о выводе своих войск с афганской территории. Несколько недель назад началась самая активная фаза.
На данный момент радикалы взяли под контроль примерно 70% территории страны. Это такие провинции, как Кандагар, Гильменд, Нимроз, Фарах, Герат, Багдиз, Гор, Кундуз, Тахар, Парван, Каписа, Логар, Баглан, Фарьяб, Сари Пуль, Джаузджан, Саманган, Газни, Забуль, Бадахшан.
Территории сдаются, в частности, по решению самих властей, которые хотят избежать кровопролития и разрушений. Плюс к этому в провинциях часто не хватает военных и полиции, чтобы дать должный отпор боевым группам.
При этом часть территорий держится. Силы безопасности передислоцировались, чтобы продолжать бои с талибами и координироваться с народным ополчением. Ополчение состоит из членов местных джихадистских организаций.
Столица государства держится, но сил явно не хватает. Министерство обороны публикует в Твиттере сводку об операциях и авиаударах. Ежесуточно правительственные войска уничтожают до 300 талибов, их технику и оружие. Но наступление, судя по всему, неминуемо.
Центральные власти решили помочь народному ополчению в части провинций. Джихадистски настроенные жители начали создавать отряды ополчения против талибов еще на ранних стадиях подхода к населенным пунктам. Президент Ашраф Гани решил создать «в центре и в провинциях универсальный практический механизм для координации, управления, оснащения и поддержки народного ополчения», пишет ТАСС. Управлять механизмом должен президент и главнокомандующий ВС.
Тем не менее есть информация и о том, что в Герате ополченцы сдались боевикам, а лидер моджахедов Мохаммад Исмаил Хан даже примкнул к «Талибану».
Власти пытались договориться с талибами о совместном управлении страной, о чем вчера сообщили в МИД Афганистана. Но движение отказалось прекратить огонь и поделить власть.
Международной поддержки пока не наблюдается. Проходят встречи представителей государств, где обсуждается этот вопрос. Но не более.
Таковы последние новости из Афганистана. У многих экспертов ситуация вызвала ощущение дежавю. Ситуация обостряется на фоне вывода иностранных войск. О гражданской войне в регионе, о судьбе Афганистана и соседних государств, о роли России порталу Gorodche.ru рассказал Владимир Орлов, руководитель НПО «Двина», председатель Совета межрегиональной общественной организации «Вече», военный эксперт Центра CIGR.
Владимир Орлов:
«Ничего нового, такого, что выходило бы за рамки исторического, а уж тем более политического процесса, в Афганистане не происходит. В новейшей истории мы это уже проходили 20 лет тому назад. После того, как в 2001 году США отстранили от власти движение Талибан в этой стране, сегодня оно пытается опять прийти к власти. Для Афганистана это естественно, что одна группа элиты смещает другую группу элиты весьма кровавым образом. Другое дело, что Талибан — это не только политическое образование, а еще и религиозное, учение которого восходит к крайним фундаменталистким течениям ислама. И это тоже объяснимо. В стране, где население живет по канонам 12-го века, где население необразованно, радикальный ислам, это наиболее удобная форма вовлечения сторонников, не только своей внутренней поддержки, но и для экспансии.
Другое дело, кто и зачем поддерживает Талибан и кто способствует тому, чтобы этот регион вернулся в то состояние, которое США прервали в 2001 году».
Владимир Орлов отмечает, что ситуация в Афганистане очень похожа на то, как ИГИЛ получил свое развитие в Ираке в период 2013 — 2014 гг., когда США оставляли набитые оружием военные базы, которые захватывали боевики ИГИЛ.
«Как относиться нам в России к тому, что Талибан в скором времени вернет под свой контроль Афганистан? Нам нужно относиться к этому очень внимательно. Афганистан граничит с теми регионами Средней Азии, где у России есть свои определенные политические и национальные интересы. Причем нужно понимать, что эти регионы весьма нестабильны и без должной опеки с нашей стороны Талибан имеет достаточно возможностей, чтобы дестабилизировать тот же Таджикистан. Поэтому Россия должна сделать все возможное, чтобы не допустить инфильтрацию на территорию наших национальных интересов радикального исламского фундаментализма под эгидой Талибана с территории Афганистана», — считает военный эксперт.
Юлия Галунова
Источник фото: Википедия