Леонид Cобченко - поэт-ботаник: "Почему в современных стихах столько «мусора»?"
Леонид Cобченко, «король поэтов» Череповца (этот неофициальный титул он получил весной 2013 года), рассказал АиФ, откуда приходят стихи, почему для вдохновения нужна личная драма, и как можно выделиться среди многочисленных авторов интернета.
Все женщины – принцессы
– Леонид, вы в детстве были чуть ли не вундеркиндом, расскажите, как хорошие умные мальчики попадают в кабалу к поэзии?
– Да, я вообще ботаник! Читать начал в два с половиной года, а года в три-четыре уже ходил в поездах по вагонам и собирал дань с пассажиров, читая «Бородино». Мы с отцом так развлекались в дороге. Раннее приобщение к чтению – это первая составляющая. А вторая… После развода родителей меня в основном воспитывала бабушка. Она мечтала, чтобы я стал послом. Я был не против, хотя и не знал, что это такое. Поэтому лет в 12 я оказался в Херсоне, в турецко-украинском мужском интернате. Сейчас помню только, что «да» по-турецки – «эвет», а турецких воспитателей (очень веселые ребята!) мы называли «аби» - брат. Через год школа поделилась на украинскую и турецкую, я остался в украинской, но главное не изменилось – закрытое учреждение, никаких девочек. В моем голодном до женщин воображении они были принцессами, которые не ругались матом, не ходили в туалет и избегали плоских шуток!
– Зато вы могли все силы отдавать учебе?
– Занимал призовые места на областных олимпиадах, закончил школу с серебряной медалью. Но крышу мне снесло еще до получения аттестата. Перед экзаменами встретил девушку на улице, познакомился, с трудом преодолев стеснительность. Она оказалась старше меня на четыре года, и у нее уже был парень. И вместо того, чтобы готовиться к экзаменам, я от несчастной любви отправился путешествовать: сначала добрался до Киева, а потом поехал к отцу в Череповец. В итоге прошли все сроки для поступления на бюджет, пришлось учиться платно, в Севастополе, на экономиста. Я этому вузу очень благодарен за друзей, общение и студенческий театр, за стихи, за вдохновение, а за экономику не благодарен совсем. Ее там не было.
Подача из ноосферы
– Театр – это отлично, хорошее подспорье для поэта. Современный человек с трудом осилит много букв, но если поэт – яркий чтец, шоу будет иметь успех. Сейчас актуально смешение жанров, как вы считаете?
– Да, сейчас подача – главное. Если умеешь хорошо рассказывать плохие стихи, публика тебя примет. Но для меня все-таки текст самодостаточен должен быть. Современная поэзия, естественно, стремится к смешению, но я это несколько иначе понимаю. Я разделяю два подхода в сочинительстве. Классический – понятное содержание, последовательные переходы, нет глагольных рифм и так далее. А есть подход абстрактный, интуитивный, когда все правила уступают внутренним порывам. Я обычно объединяю оба подхода. Грамотно писать – хорошо, но когда чутье подсказывает отойти от правил – я это сделаю. Иначе в стихах мистического не будет, легкости. Я вообще разделяю утверждение о том, что поэт не вполне принадлежит себе, а что-то транслирует через себя из ноосферы.
– Божья дудка, как у Есенина?
– Вроде того. Как бы это нагло ни звучало. На самом деле, не обязательно для этого поэтом быть. Каждый может транслировать нечто особенное, если достаточно чувствителен и доверяет себе.
– Некоторые считают, что нынче поэзия не в фаворе. Люди «слышат» только потребности тела, и нет у хороших стихов целевой аудитории, это правда?
– А вы зайдите в интернет! Поэзия не погибает, наоборот, поэтов – пруд пруди! Бесконечный графоманский расцвет! Конечно, существует проблема поиска хороших авторов. Они все где-то заныканы посреди этого мусора…
– Поэтические конкурсы – это один из способов «разныкаться». Расскажите, как вы стали королем?
– Случайно получилось. У друзей было свободное место в машине. Привезли. На месте я уже сориентировался, авангардное читать не стал, выбрал стихи с учетом уровня публики. И честно говоря, абсолютной эту победу не считаю: выиграл всего тремя голосами жюри против двух.
Пирожки с Наташками
– Обычно, когда приходит успех, налаживается и личная жизнь. Девушки любят поэтов?
– Трудно им со мной. Стихи обычно появляются как следствие какой-то боли, как выход из тяжелой ситуации. Когда все хорошо, я не пишу. Следовательно, для вдохновения нужно создать проблему. А поскольку я – лирик, то драма мне нужна на личном фронте&hel
lip;
– А бывает так, что стихи предсказывают будущее, а потом сбываются?
– Конечно. Стихи, как минимум, программируют. У меня был период увлечения «пирожками» – короткими белыми стихами (четырёхстопный ямб, 9-8-9-8 слогов, без заглавных букв и знаков препинания – Прим.Ред.) И я напек много «пирожков с Наташками». Например:
-Среди имен прекрасных
женских
Наташка имя лучше всех
но Леонид еще прекрасней
хотя не женское оно.
Прошло немного времени, и у меня появилась Наташка. Ненадолго, правда. Тоже не выдержала… Расставался я с ней четыре раза! И каждый раз писал стихи. По счастью, одно было действительно хорошее.
– Страшный вы человек!
– Моя первая любовь Таня говорила по-украински: «Леня! Ты страхельный!» И теперь Страх Ельный – мой псевдоним. Но, знаете, чем старше становлюсь, тем реже на меня накатывает.
– Возможно, поэзия для вас когда-нибудь закончится. Чем тогда займетесь?
– Счастьем. Семья, дети… А может быть, придет и еще что-нибудь.
ДОСЬЕ: Леонид Собченко родился 4 декабря 1984 года в городе Николаеве (Украина). Закончил севастопольский филиал Санкт-Петербургского гуманитарного университета по специальности «экономика». После окончания вуза переехал в Череповец, работает в семейном мебельном бизнесе. Дважды дипломант и лауреат ярославского поэтического конкурса «Созвучие». В 2013 году на традиционном турнире литературного музея-усадьбы во Владимировке (в честь известного автора «серебряного века» Игоря Северянина) был объявлен королем поэтов.
Дина КОМИССАРОВА
