Как раскрасить серый город: арт-объекты Череповца
Подчас небольшие и не особенно дорогостоящие арт-объекты становятся символами города. «Русалочка» в Копенгагене, «Чижик-пыжик» в Санкт-Петербурге, парижский «Человек, проходящий сквозь стены». В Череповце много лет эту нишу заполняли скульптура Ассоли (Марины) и Октябрьский мост, совмещавший функции переправы и главного городского символа. Пожалуй, самый очевидный арт-объект — череп овцы в городе пока не появился.
В разные годы с идеей установки чего-нибудь овечьего или черепного выступали народные массы и профессионалы. Впрочем, дело сдвинулось с мертвой точки: арт-объект «Череповечка» уже разработан и заявлен на Всероссийский конкурс идей по созданию новых достопримечательностей «Культурный след». В последние годы в Череповце начали появляться нетривиальные арт-объекты, установленные городскими властями и предпринимателями. Скульптуры купца, гимназистки, гигантской шишки — их открытия становились событиями, к ним тут же устремлялись гуляющие их разных районов города.
Расскажем о тех, что уже установлены, и спросим специалистов и деловых людей, каких арт-объектов не хватает Череповцу.
Где стоит: Советский проспект, у дома №81
Кто установил: мэрия Череповца, в рамках проекта «Сердце города». Изготовлена на средства череповецких предпринимателей Сергея Секретарева и Фарида Хайруллова, установкой объекта и обустройством площадки занималась череповецкая фирма «Гоара-Строй» (руководитель Арарат Хачатрян).
Когда открыт: 11 июля 2019 года.
История установки: «Череповецкий купец» — скульптурная композиция, которая состоит из фигуры купца, символизирующего благотворителя прежних лет, и раскрытой книги. Создавая образ купца, художники использовали фотографии череповецких купцов XIX века. Композиция выполнена из стеклопластика, тонированного под бронзу, в мастерской петербургской компании «FORM-А» под руководством скульптора Сергея Пасухина.
В книге начертаны семь принципов ведения дел в России, ставших своеобразным кодексом чести предпринимателей. Принципы утверждены в 1912 году Российским союзом промышленников и предпринимателей. Среди них: «Будь честен и правдив», «Уважай право частной собственности», «Люби и уважай человека», «Будь верен своему слову», «Живи по средствам». Советский проспект (бывший Воскресенский) не зря приютил скульптурную композицию: в XIX и начале XX века эта улица была центром торговли в Череповце и округе. Практически все сколько-нибудь значительные купцы города имели лавочки на Воскресенском проспекте. Дополнительную известность «Купец» получил из-за своей привлекательности для вандалов. В первый же год существования композиции подставку для книги несколько раз ломали (в основном из хулиганских побуждений). С помощью видеокамер вандалов нашли и заставили оплатить ремонт.
Где стоит: ул. Карла Либкнехта, у дома №36
Кто установил: по инициативе и на средства компании «Русский бисквит».
Когда открыт: сентябрь 2019 года.
Осенью 2019 года на пустыре улицы Карла Либкнехта появилась бронзовая девочка, стоящая на гранитном постаменте. Девочка выполнена в человеческий рост, соответствующий росту ее сверстниц, но в руках у нее кусочек бисквита неестественной величины. На постаменте содержится надпись: «Русский бисквит». Вкусно, как всегда». Цех по изготовлению сладкой продукции располагается через дорогу от скульптуры.
В компании рассказали, что долго искали концепцию и продумывали идею. Рассматривались разные варианты, среди которых были огромный рулет и поднос с изделиями компании. В итоге выбрали образ ребенка как воплощение семейных ценностей. А рулет гигантского размера, оказывается, призван отражать масштабы работы компании. Вокруг арт-объекта выложили плитку, установили скамейки и урны.
Скульптор тоже выбирался долго и тщательно, рассматривались кандидатуры мастеров из Москвы и Италии, но выбор остановили на молодом скульпторе из Омска, который и смастерил бронзовую череповчанку. Параллельно с открытием скульптуры предприятие объявило конкурс на лучшее название. Череповчане прислали около трехсот вариантов, в том числе «Девочка на шаре», «Девочка с персиками», также героине придумывали имена от Аленки до Черепанки. Победил вариант «Девочка с бисквитом», его прислали сразу четыре участника. Всех наградили сладкими призами.
Где стоит: Советский проспект, за домом № 35а
Кто установил: череповецкие предприниматели Сергей Секретарев и Фарид Хайруллов. Скульптура создана мастерами города Королева, скамья изготовлена в череповецкой мастерской «Ажур».
Когда открыт: 2 ноября 2020 года.
В Череповце появился новый ориентир для встреч в центре города — скульптурная композиция «Гимназистка» из стеклопластика, которую установили ко Дню города. Девушка в шляпке канотье из XIX века сидит на лавочке под деревом, читает книгу и играет с котом. К ней можно подсесть рядом (скамейка большая) и многозначительно помолчать вместе или сделать селфи. Чтобы удобнее было разглядывать скульптуру, городские предприятия установили светильники с более мощными лампами.
Место у Дворца бракосочетания выбрано не случайно, как и соседство с памятником Ивану Милютину: во времена, когда он был городским головой и многое делал для развития образования в городе, в здании дворца располагалась женская гимназия. Образ гимназистки — собирательный, скульптуру создавали по фотографиям учащихся Мариинской женской гимназии. Историки считают, что это учебное заведение изменило Череповец, повысив общий уровень образования. В гимназии каждую барышню учили быть хорошей хозяйкой и доброй мамой. Поэтому и предметы выбирались соответствующие: Закон Божий, литература, история, география, музыка. В гимназии также был один из самых модерновых по тем временам классов по физике, естествознанию, отдельный рисовальный класс. От вандалов гимназистку защищают несколько видеокамер, которые смотрят прямо на объект.
Где стоит: на набережной у ЧГУ (Советский пр., 8)
Кто установил: муниципалитет, в рамках благоустройства набережной Ягорбы.
Когда открыт: осень 2020 года.
После работ по благоустройству набережной Ягорбы от улицы Университетской до Соборной горки там не только стало чище и современнее, но и интереснее. В частности, появился уютный уголок, в котором установили несколько видов парковых скамеек, туалет и необычные арт-объекты в виде листа дерева и сосновой шишки. Дары леса выполнены в увеличенном виде, на шишку, например, можно облокотиться и полюбоваться на корабли и работу судовых кранов. Хоть днем, хоть вечером — в сквере проведено освещение. Ворчуны немедленно произнесли вердикт: некрасиво и бесполезно. А сотни горожан устремились, сверкая пятками и фотовспышками, фотографироваться рядом с новыми объектами. Череповецкие соцсети вмиг заполнились снимками с шишкой и листочком.
На обустройство участка было потрачено 37 миллионов рублей, большая часть этих средств поступила из федерального бюджета, остальное добавили город и область. В 2021 году планируется реконструировать берег у Соборной горки. В проекте развития города за 2018 год планировалось установить в разных местах новой набережной арт-объекты «Клевое место» (в виде большой рыбы белуги), «Кошелек», «Сердце», «Гвозди», «Будущее здесь», «Плюшка», а также памятник семье Верещагиных и перголу.
Название: Кот в сапогах
Где стоит: Комсомольский парк, у детской площадки
Кто установил: фигуру подарила городу сеть магазинов «Все пучком».
Когда открыт: март 2021 года.
«В Череповце появится еще один сказочный герой. Со шпагой и в сапогах, — объявил череповчанам мэр Вадим Германов после январских каникул. — Встречайте новый арт-объект. Кот в сапогах — узнаваемый персонаж. Мы видели его на страницах сказки Шарля Перро и в мультфильме про Шрека. Кота подарила городу сеть магазинов «Все пучком».
Тогда же, в январе, на странице мэра во «ВКонтакте» было запущено голосование о том, где бы жители хотели установить кошачью статую. Свои мнения высказали почти девять тысяч горожан, с результатом 51 % голосов победил Комсомольский парк. Внешний вид кота понравился далеко не всем. У одних он вызвал смех, других напугал. Самыми правдоподобными получились сапоги и шляпа, а самыми странными морда, в особенности улыбка и глаза, которые делают кота злым. Но перед установкой в парке мордочку кота, кажется, подправили — теперь он выглядит скорее гордым, нежели злым. В городских парках и раньше появлялись необычные арт-объекты. Несколько лет назад в парке КиО стояла фигура Юрия Никулина в образе Балбеса (с кружкой пива в руке) из фильмов Леонида Гайдая. Скульптура была приобретена на деньги парка и позднее исчезла в неизвестном направлении. В том же парке стоит красочный арт-объект «Я люблю Череповец».
Что думают по поводу установленных арт-объектов и обустройства и украшения города в целом профессионалы и представители бизнеса, которые поддерживают идеи финансовыми вливаниями?
Екатерина Кузнечикова, руководитель школы архитектурных и городских исследований «ШАГИ» (работает с мэрией):
— Арт-объекты важны для того, чтобы городская среда была более разнообразной, и у горожан есть на это запрос. Многие идентифицируют среду в городе как очень серую. Арт-объекты придают ей образ и смысл.
Какие объекты запланированы? Например, на набережной усадьбы Гальских мы ставим огромного деревянного коня, там будет место для коммерческого развития территории.
Когда меня спрашивают про антивандальность, я говорю о том, что все предметы разрушаются, если их пытаться разрушить. Какие-то медленнее, какие-то моментально. Чтобы разрушить коня, потребуется приложить максимум усилий. Но если кто-то захочет проехаться катком, то конь не устоит, разумеется. Череповчане хотят видеть на улицах забавные и оригинальные арт-объекты, и это вполне по-европейски. Но в развитых странах, когда объекты ставятся, для них заранее приготовлена среда. Обычно они вписываются в какую-то идею, в какой-то контекст. Это долгая работа специалистов. Если поставить яркий арт-объект на разрушенный тротуар, это скорее будет выглядеть как издевательство, чем как украшение города. Установить череп овцы? Почему бы и нет. Это называется сторителлинг, у Череповца есть своя история, народное предание, в котором фигурирует череп овцы. И такой арт-объект может появиться, но, опять же, для этого должна быть подготовлена среда. А для этого нужна аккуратная работа архитекторов, художников и скульпторов. Нужно ли различать объекты для горожан и туристов? То, что удобно для горожан, будет удобным и для туристов. Разделение есть, но базовые вещи в городе для всех одни: удобные транзиты, доступная среда, безопасность, комфорт, озеленение.
Игорь Истомин, предприниматель:
— Арт-объекты имеют важное значение для улучшения имиджа города и внешнего вида. Но они бывают разные. Предпринимателям, думаю, будет более интересно поставить арт-объект возле своего здания, потому что, если он выполнен на солидном уровне, это немаленькие вложения. И предприниматель заинтересован в том, чтобы арт-объект служил точкой притяжения для его бизнеса: люди захотят сфотографироваться возле него и, возможно, зайдут в здание. Арт-объектами для установки в парках, думаю, должен заниматься город, если никто из бизнесменов не захочет оказать помощь в рамках благотворительности. Знаю, что в Великом Устюге много арт-объектов устанавливается за счет предпринимателей. Но в сегодняшней ситуации, ввиду пандемии, бизнес более рационально относится к тому, как потратить свои деньги. В Череповце арт-объектов немного, недостаточно, и тяга к ним есть, но, повторюсь, качественные скульптуры стоят немало. Если делать, допустим, из бронзы, то сумма составит не один миллион. Какие объекты нужны? Веселые, креативные, поднимающие настроение. Такие, к которым люди идут фотографироваться или потереть какое-то место на удачу. Они привлекают больше, чем памятники. В этом отношении в нашем городе сложился дисбаланс: в основном устанавливают серьезные и тематические объекты.
Александр Шебунин, скульптор:
— Нужны ли Череповцу арт-объекты? Считаю, что город находится в ужасном состоянии в этом смысле. Нужно обязательно все это делать, устанавливать. Но смотря что. Не статуи же эти пластмассовые непонятно в каком месте. Подобное происходит, потому что нет специалистов в архитектуре. Может, новый архитектор соберет команду и что-то изменится. Часто ведь чиновники этими вопросами занимаются по принципу «мне нравится, так давайте установим». Я еще раньше говорил им: у себя на даче устанавливайте что хотите, а в городе надо, чтобы такие вопросы широко обсуждались. В какую сторону нужно идти? И в ту, и в другую, и в третью — во все стороны. Нужно, чтобы зоны отдыха формировались и чтобы китчевых вещей там не было, чего сегодня предостаточно во всех городах. Статуя Аленки в Нововоронеже тут встрепенула многих? Мельчаем, деградируем вместе с ширпотребом и массовой культурой. Вкусовщина процветает, все эрзац, ненастоящее. А настоящее стоит дорого, на это денег нет. Деньги находят, наверное, на постройку дорог и благоустройство дворов — хотя бы это надо наладить. А зачем ставить памятники посреди хаоса? Зачем ставить золотой унитаз в неотремонтированном туалете? Возьмем другие города, например Великий Устюг. Там довольно прилично установили мой памятник Хабарову, с архитекторами работали, средства серьезные затрачены. Не из пластика сделано. Но рядом с ним стоят китчевые вещи — Маруся Климова с наганом там у пивнушки красуется. Видимо, подвел вкус.
Вставим свои «пять копеек»
Первое. Горожане хотят видеть в своем городе не только памятники выдающимся личностям, но также нечто оригинальное. Такое, чего нет более ни у кого. Установленные арт-объекты собирают толпы гуляющих, вызывают жаркие обсуждения в соцсетях и особое внимание вандалов всех мастей, а также полиции. На фигуру купца несколько видеокамер круглосуточно смотрит.
Второе. Власти и бизнес знают о чаяниях череповчан и приезжих и готовы идти им навстречу, но хорошие идеи для украшения города всерьез и надолго появляются не так часто, как хотелось бы. Достроенная набережная должна исправить ситуацию, став оазисом Европы в Череповце. Ждем-с.
Третье. Череповчане хотят участвовать в обсуждении арт-объектов, которые планируется установить, а городские власти пока не могут организовать нормальную обратную связь. Чтобы каждый знал, что он завтра увидит по пути на работу, и мог загодя выразить мнение и подать идею. К сожалению, сейчас массы привлекают к сотворчеству уже на стадии выбора имени для изготовленного объекта.
Четвертое. Арт-объектами заполняют лишь Советский проспект и другие улицы исторического центра. Между тем и в спальных районах не помешали бы скульптуры, поднимающие настроение.
Пятое. Череповец — не исторический город, в этом есть свои минусы и плюсы. Возможно, нам не нужно ставить во главу угла исторический облик города и трястись из-за его возможного нарушения. Череповчане не будут ломать копья из-за архитектурных новинок, как жители исторических городов, а только пожмут плечами: «Все лучше, чем заросший пустырь». Череповец может быть смелым, экспериментальным, способным удивлять. Может-то может, но готов ли?