Учеников в автошколах готовят инструкторы с низкой квалификацией
После измнения правил сдачи экзаменов в ГИБДД, процент успешно сдавших практический экзамен с первой попытки значительно сократился. Это наблюдается во всех регионах страны, сообщает Вадим Мельников, эксперт по стратегическому планированию в области социальной политики в Москве, написавший
По мнению журнала, причина не в экзамене, который теперь направлен на тестирование навыков вождения в разных ситуациях. Причина в низкой квалификации сотрудников автошкол, а конкретно, инструкторов, чья работа до экзаменационной реформы строилась на натаскивании учеников на экзамен.
Чтобы стать инструктором в российсской автошколе, не надо иметь все водительские категории. Достаточно быть просто более или менее опытным водителем:
Требования к кадрам:
- Инструктор по вождению должен иметь общий водительский стаж не менее трех лет.
- Опыт преподавания не обязателен.
- За инструктором не должно числиться лишений прав в течение пяти лет.
- Для работы достаточно средне-специального образования, а если оно не по профилю, то можно пройти краткосрочные курсы.
- Не должно быть медицинских противопоказаний на занятие педагогической деятельностью.
В Европе, например, инструкторов по вождению готовят гораздо основательнее. Автоинструктор должен обладать водительскими правами всех категорий и быть старше 23 лет. Обязательна профессиональная профильная подготовкой для работы инструктором, где будущие автоинструкторы изучают принципы педагогики и психологии, ПДД, устройство ТС, охрану окружающей среды, энергосберегающие методы вождения, технику безопасного вождения и сдают обязательные экзамены. Кроме того, обязательно ежегодное повышение квалификации. В России ничего подобного нет - умеешь водить, стаж 3 года, права не отбирали - можешь учить.
Но, это мнение журнала. В одной из череповецких автошкол порталу ГородЧе сами автоинструкторы расскзаали, что инструктору просто необходимо иметь все категории, благодаря этому он прекрасно может прогнозировать дорожную обставновку, где ездят не только легковые автомобили. Ведь его задача научить, в первую очередь, безопасной и правильной езде, а для этого надо знать, кто и как ездит на дороге и почему именно так. Стаж тоже должен быть достаточно большим. Но, в силу ограниченности часов, учеников до недавнего времени именно натаскивали на правильном выполнении заданий для сдачи экзамена.
Очевидно, что в России остро стоит проблема дефицита адекватных кадров, способных качественно готовить водителей. Отсюда и низкий уровень подготовки, и многократные неудачные попытки сдать экзамен и, как следствие, высокий уровень аварийности, - делает вывод журнал «Коммерсантъ Автопилот».
Илья Максимов