Эта тема стала главной на круглом столе «СМИ в системе общественного контроля в сфере ЖКХ».
Он состоялся в рамках всероссийского форума «Кадры для модернизации ЖКХ. Северо-Запад». Экспертами выступили представители федерального фонда содействия реформированию ЖКХ и редакторы областных и городских СМИ. Один из главных вопросов дискуссии – влияние СМИ на качество услуг и взаимодействие УК и собственников жилья. Отсутствие контакта между ними, инертность собственников и их нежелание решать общие проблемы дома, тенденциозность подачи темы ЖКХ в СМИ – все это не способствует налаживанию контакта между УК и собственниками жилья. Еще одной темой стали неплатежи за ЖКХ.
- Правило такое: не платят как раз не бедные, - говорит руководитель проекта «Содействие в надзоре и оценке хода реализации муниципальных программ реформирования ЖКХ…» (Москва) Наталия Тахтарова. - Люди, аккуратно считающие свой бюджет, стараются не делать долгов. Поэтому полезно разбираться в статистике дифференцированно – для понимания того, что, например, не благоустраивают площадку не потому, что не могут. Могут, но нужны на это деньги. И в каком-то смысле есть люди, которым проще самим участвовать, а есть те, кому проще заплатить деньги.
- Самый важный фактор, организующий любую сферу, в том числе ЖКХ – человек, его внутренний настрой, желание, понимание, - говорит модератор круглого стола Альбина Мехова. – Это играет решающую роль. Проводились исследования, и эксперты пришли к выводу, что решить проблемы ЖКХ дальнейшим повышением или снижением тарифов уже не удастся. Потому что эффективность сферы ЖКХ зависит не столько от финансов, сколько от человеческих факторов.
Еще одна тема – неплатежи за ЖКХ и социальное неравенство жителей. В старых домах собираемость платежей составляет 60-70 процентов, а тариф там не соответствует состоянию зданий. В новых – собираемость почти 100 процентов.
- Люди одинакового достатка должны жить вместе, - говорит главный редактор газеты «Ваш управдом» Юрий Антушевич. – То есть богатые с богатыми, бедные – с бедными. В новых домах нет проблем ни с управляющей компанией, ни других. Там все нормально.
По мнению участников диспута, надо формировать у населения чувство собственника и социальной ответственности, и в этом велика роль PR-стратегии в сфере ЖКХ. Кроме того, надо проводить идеи жилищного просвещения через СМИ, показывая положительные примеры. Наконец, нужно подтянуть и качество журналистских кадров, обучая тех, кто пишет на коммунальные темы. Еще одно предложение, прозвучавшее на круглом столе – ввести в управляющих компаниях должности пресс-секретарей. Правда, пойдут ли на это сами УК и на чьи средства будут содержать этих сотрудников, пока неясно.
Алексей Богомолов
Источник фото: Ольга Арлакова