Череповецкая певица Ирина Федотова, с большим успехом выступившая в телешоу «Голос 60+», подробно рассказала порталу «Город Че» о своем участии в проекте Первого канала.
— Ирина, как возникла идея поехать? Что способствовало этому?
— Такая мысль возникла не сразу. Когда стартовал первый сезон «Голос 60+», я подумала: посмотрю сначала и сделаю выводы. Я сомневалась, что успех этого возрастного проекта возможен. Но, посмотрев первые передачи, я изменила свое мнение. И все мои друзья-музыканты начали говорить, что мне обязательно надо подать заявку. Некоторые даже довольно категорично. И я решила: почему бы не попробовать? Наблюдая за проектом, я поняла, что это в первую очередь шоу и надо к нему спокойно относиться. И решила, что поеду просто за ярким приключением. Даже если не пройду «слепые прослушивания», то окунусь в эту атмосферу, попасть в которую мне было очень любопытно.
— Расскажите, что необходимо было сделать, чтобы попасть на «слепые прослушивания»?
— Сначала я заполнила анкету участника, которую нашла в интернете. Она довольно подробная, надо не только ответить на вопросы, но и предоставить аудио и видео. Потом мне позвонили и сказали, что я прошла первый тур и теперь меня ждут на очном отборе. Очный кастинг для меня был первым стрессовым моментом в «Останкино». Здесь собралось много талантливых, хорошо поющих людей, с огромным опытом за плечами. Вроде бы ничего особенного не происходило, но когда заходишь в огромную аудиторию «Останкино» и думаешь, что тебя будут слушать человека четыре, а видишь человек 20 и глаза всех устремлены на тебя, то невольно начинаешь волноваться. Поскольку все профессионалы, то видят тебя насквозь: как поешь, как двигаешься, как чувствуешь ритм. Моя задача была, конечно, спеть хорошо. Конкурсанты, выступавшие до меня, так волновались, что это волнение передалось и мне. Можно сказать, спела себя не помня. Позже мне позвонили и сказали, что очный кастинг я тоже прошла.
— Как выбиралась песня для «слепых прослушиваний»? Насколько помню, это была известная джазовая композиция?
— Не секрет, что редко прорывается в проект талант, который поёт только дома, не выходя на сцену, на публику. Нужны определенные навыки. Э то сразу видно и слышно. Поэтому, почти каждый приехавший на кастинг, уже имеет репертуар песен и вокальный опыт за плечами, а ещё и большой жизненный опыт, который, несомненно, сказывается на голосе и подаче песни. И выбор песни на слепые прослушивания всегда не случаен. Я хотела спеть романс, но редакторы, узнав, что я могу петь джаз, сказали, что это очень приветствуется в данном проекте, потому что проект транслируется на весь мир! Я была рада такому повороту! Ну где, как ни в джазе, вокалист сможет показать всю палитру своего голоса, диапазон, тембр, технику вокала и даже свою индивидуальность! Очень люблю петь джаз, и очень жаль, что он так мало востребован в нашем городе, поэтому и исполняю его редко. Всегда считаю, что каждый начинающий вокалист обязательно должен попробовать себя в этом стиле, хотя бы для развития.
— Далее уже были «слепые прослушивания», те самые, которые видят непосредственно телезрители. К вам повернулись сразу три наставника. Какие впечатления остались от этого этапа?
— Во-первых, когда попадаешь на «слепые прослушивания», там уже все сплочены. И все поддерживали друг друга, переживали за каждого выходящего на сцену. Мы не присутствовали в зале, смотрели на все с экрана. Одновременно готовились к выходу. Когда подошла моя очередь, волнение стало захлестывать. Выхожу, смотрю на красные спинки кресел… Я себя успокаивала тем, что у меня были большие сольные концерты, где я сама и пела, и говорила, было непросто, но я же справилась… Справлюсь и тут. Думаю: «Я такое проходила…», ведь, когда на твое выступление покупают билеты, это, на мой взгляд, очень ответственно. После первой фразы ко мне повернулся Гарик Сукачев, потом Елена Ваенга, а затем и Тамара Гвердцители. В принципе, я бы пошла в команду к любому из них. Все они профессионалы высокого уровня. Но я пошла к Гарику, потому что он еще и режиссер: интересно было получить новый опыт и поработать с музыкантом-режиссером.
— Вы получили то, что ожидали? Понравилось ли вам, как работает Сукачев и его команда?
— Гарик Сукачев — неординарная личность, которая удивляет во всем. Смотрела на него с большим восторгом. Общался он с нами очень уважительно и одновременно просто. Мне понравилось то, что Гарик сразу же назначил репетицию. Пришлось сдать билеты и остаться репетировать. Единственное, мне казалось, что песня, которую он выбрал («Купите папиросы» — прим. автора), мне не подходит. Она совершенно не характерна для меня. Я была удивлена выбором. Гарик сказал, что это будет круто и здорово. Я не знала, как петь эту песню, как донести её до зрителя правильно. Но у Гарика своё видение на любой музыкальный материал. Для меня стало открытием, что песня с почти библейским сюжетом, что она очень серьезная по своей сути, многослойная и исполнять её с улыбкой нельзя. Пока я репетировала, все музыканты помогали мне сориентироваться в музыкальном материале. Это было счастье — познакомиться с такими людьми и поработать вместе с ними. Окунуться в музыкальную атмосферу Гарика Сукачева — это, как на другую планету слетать, это незабываемый опыт.
— Ирина, насколько я знаю, вы не только поете, но и сами пишете музыку и даже сочиняли стихи для песен. Так ли это?
— Да, я делала попытки, но понимала, что это не то, что мне хотелось бы. Поэтому всегда нахожусь в творческом процессе, ищу новых авторов, аранжировщиков, либо занимаюсь каким -то новым музыкальным проектом, либо записываю новую песню. И мне нравится этим заниматься! Мне нравится собирать в одну команду поэтов, композиторов, музыкантов и вместе делать какой — нибудь проект. Можно сказать, сам себе режиссёр и продюсер.
— Над чем сейчас вы работаете?
— Одна из моих задумок, которая до сих пор до конца не воплощена, — это альбом на стихи писательницы, драматурга Валентины Боровицкой. С ней меня познакомила режиссер Камерного театра Татьяна Макарова (по произведениям В. Боровицкой театр поставил два спектакля). Когда я услышала ее стихи, была ошеломлена мелодикой. И начала искать музыку к ним. На сегодня записано 10 песен на стихи Валентины Боровицкой. Музыку сочиняли разные композиторы: Олег Февралев, Валерий Чекин, Маргарита Кукса, Евгений Мельников, Анатолий Колесников, Юрий Беляев. Записывала в Санкт-Петербурге на студии «Мелодия» и в Череповце. Половину песен я уже пою со сцены… Надеюсь довести это дело до конца.
— В чем видите свою задачу, когда создаете и поете песню?
— Я считаю, что моя обязанность — спеть любую песню так, как я ее чувствую, преподнести ярко, понятно и посредством своего голоса донести до сердца каждого слушателя чувства и мысли. Чтобы человек понял эту песню, сопереживал, чтобы не остался равнодушен. Это моя непосредственная задача.
— Сожалеете, что не попали в финал шоу «Голос 60+»?
— Нет, у меня нет таких сожалений. Я верю в судьбу… И благодарна высшим силам, которые мне помогают. Благодарю всегда за все, что мне дается. Не всегда все и сразу, конечно. Иногда через тернии, но все же прихожу к тому, чего хочу. Я заметила, что у меня в жизни все происходит как в замедленной съемке.
— А почему? С чем это связано?
— Понятия не имею. Видимо, кому что предначертано судьбой. Всему свое время. Даже если я захочу, например, поменять квартиру и найду такую, какую мне надо, у меня не получится все и сразу. Да, в итоге я ее поменяю, но это будет полтора года длиться, потому что возникнут какие-то препятствия. И так у меня во всем: и в личной жизни, и в творческой, и в быту. Когда я поняла, что в моей жизни ничего не бывает прямо сейчас, но оно все равно будет, нужно просто подождать и можно даже ничего не делать, — я успокоилась. Усвоив и приняв, что в моей жизни вот так, я стала спокойно ко всему относиться. Если же я начинаю быстро реагировать, то у меня ничего не получается.
— Очень интересно…
— Расскажу вам одну историю из моей жизни. Она случилась, когда я ещё работала в ресторане «Океан», в далекие восьмидесятые годы. Мне поступило предложение от одного из музыкантов нашего города, у которого друг открывал ресторан на Брайтон- бич, в Америке и искал певицу. И я подумала: почему бы и нет? Можно было попробовать поработать там. Для этого нужно было прислать видеозапись со мной, поющей на сцене в ресторане. В те времена в городе и всего то было 2–3 видеокамеры на весь город. Но музыканты мне помогли, все нашли, записали, и даже не сомневались, что я улечу в Америку. Видеокассета была отправлена поездом в Москву, оттуда должна была быть переправлена в аэропорт очень быстро, но человек, который этим занимался, опоздал. Самолёт улетел. А других способов показать себя не было. Не было сотовых телефонов, интернета и тд. Кота в мешке никто брать не будет… Прошли годы, и вот я приезжаю на студию Гарика Сукачева и рядом стоит отель Брайтон, и песню мне предлагают спеть « Друзья, купите папиросы». Я это к чему? Да к тому, что если в судьбе что- то недоделано, не выполнено, то вот оно. Вопрос закрыт.
Вот тебе Брайтон, вот тебе песня, которую бы я возможно там пела… Догнало.
— И что вы ощутили в этот момент?
— Брайтон-Бич заказывала? Вот он тебе, но в русском варианте.
— Но не скребет на душе, что на реальный Брайтон не попали?
— Нет. Значит, мне туда не надо. И то, что я не прошла дальше в «Голосе», я восприняла так же: значит, мне туда не надо. Самое главное в этом конкурсе — «слепое прослушивание», это оценка на весь мир, какой ты певец. Когда ко мне повернулись сразу трое, в принципе, я могла разворачиваться и ехать домой. В этот момент я поняла, что мне дали ответ на многие мои вопросы. Своего рода подтверждение того, что не зря я посвящаю свою жизнь песне и творчеству, не зря меня ценят и любят. Время от времени мы должны получать подтверждения от жизни, что идем в правильном направлении.
Текст: Елена Боронина
Фото: Вячеслав Боронин.
Стиль, макияж: Елена Куземина
Источник фото: Вячеслав Боронин